2Vtzqv4Hz9U

В сапогах и со щитом

У строителей метро все в кольцах: если не рука, то тоннель уж обязательно. И колец этих предостаточно, на любого рабочего приходится по нескольку 60-тонных бетонных громадин. В тот день, когда корреспонденты «СПб ведомостей» побывали в тоннеле, на пути к станциям «Новокрестовская» и «Приморская» устанавливали 506-е кольцо. А хотелось бы – чтобы тысячное. Темпы проходки заметно отстают от плановых.

В сапогах и со щитом | Проходческий щит метростроевцы сравнивают с космическим кораблем. ФОТО Александра ДРОЗДОВА   

Проходческий щит метростроевцы сравнивают с космическим кораблем. ФОТО Александра ДРОЗДОВА  

Ширина бетонного кольца, опоясывающего тоннель, – 1,8 метра. Легко посчитать: к началу этой недели проходчики со щитом «Надежда» прошли 910,8 метра. Между тем общая длина тоннеля – от Туристской улицы до подземной стыковки у станции «Приморская» – 5 километров 200 метров, или 2890 колец.

При этом задача ставится, чтобы пробивка тоннеля была завершена уже в марте 2017 года. Ведь для того чтобы к чемпионату мира по футболу-2018 ввести в строй станции «Беговая», с выходом на улицу Савушкина, и «Новокрестовская», которая возводится в двухстах метрах от новой футбольной арены, нужно не только проложить подземный ход, но и обустроить его: начинить всеми коммуникациями, оборудовать вентиляционными системами, освещением, наконец, проложить рельсовые пути.

– Темпы проходки в апреле снизились более чем вдвое, причина – тяжелые грунты. Сначала шли валуны, теперь мы черпаем воду, это ад, – рассказал на заседании городского штаба по строительству метро, которое прошло во вторник, генеральный директор «Метростроя» Вадим Александров. – Мы надеемся на улучшение условий проходки, но пока этого не происходит.

Наше посещение стартовой площадки на Туристской улице тоже началось с выяснения, какой же грунт вывозят из тоннеля. Огромный прямоугольный чан глубиной несколько метров наполнен жижей. К нему подходит самосвал вместимостью около 40 тонн, экскаватор ковшом начинает наполнять его кузов жижей из чана. Вывозка грунта – еще одна проблема метростроителей: нужно рассчитать, чтобы на ось самосвала приходилось не более 12 тонн веса, иначе последуют штрафы и дополнительные расходы. И потому некоторые машины уходят заполненными лишь наполовину.

– А путь неблизкий, – сетует шофер, – везем грунт в карьер за 60 километров от города, после выгрузки надо отмывать кузов от этой грязи. Иногда удается сделать лишь один рейс за смену.

Самосвал с грунтом проходит через весы, фиксируется, сколько он увез груза, и после обязательной мойки колес машина покидает стройплощадку.

У нас же путь другой – спускаемся в недра земли. Это условно говоря. Тоннель в сторону «Беговой» и «Новокрестовской» залегает не столь глубоко – всего в 12 – 13 метрах от поверхности. Обе эти станции «мелкого заложения».

Недра выглядят совсем не так плохо: яркий свет, достаточно свежий воздух, чистые стенки тоннеля.

– Иначе и быть не может: работаем в строгом соответствии с санитарными нормами труда. Смена у нас 12 часов, и рабочие должны чувствовать себя достаточно комфортно, – поясняет заместитель руководителя проекта Роман Усс.

Подземное пространство стартовой площадки представляет собой две шахты, соединенные подземной галереей. Именно сюда опускали узлы мощной землеройной машины – проходческого щита «Надежда», способного пробить под землей двухпутный тоннель диаметром 10,6 метра. Здесь на стартовой площадке машину собрали, и она начала резать грунт.

Машина вгрызается круглым щитом в грунт, дробит его режущим инструментом. С помощью инжектора земля, камни и вода отсасываются на ленту конвейера. Лента шириной около метра с профилем в виде желобка. Это позволяет переправлять по ней не только сухую почву, которой в наших грунтах практически не бывает, но и жидкие составляющие. Небольшая часть жижи с конвейера все же выплескивается, поэтому без резиновых сапог строителям и нам, посетителям, не обойтись.

Как только щит проходит около двух метров, его останавливают, и проходчики монтируют тоннельное бетонное кольцо. Оно состоит из шести частей – тюбингов, каждый почти 10 тонн весом, плюс замковая часть. При стандартных условиях проходки на пробивку двух метров тоннеля уходит около полутора часов, еще час – на монтаж кольца. Получается, что при круглосуточной работе можно установить до 10 колец. В нынешних условиях удается лишь от 2 до 5, и отставание от плановых темпов проходки с каждым днем нарастает. На этой неделе в Смольном издали распоряжение: проектировщикам и ученым выработать предложения по выходу щита на необходимую скорость проходки – 7 – 10 колец ежесуточно.

Поскольку сроки постройки двух станций – объектов, крайне необходимых для проведения ЧМ-2018, изначально были чрезвычайно сжатыми, метростроевцы впервые применили новую технологию работ.

Раньше все операции проводили поочередно: сначала пробивали тоннель, затем бетонировали его основание, потом прокладывали пути и обустраивали коммуникации. Здесь такой роскоши уже не позволяется, все делают одновременно.

Как уже сказано, проходчики продвинулись в пробивке подземного хода пока лишь на расстояние менее километра. Между тем на значительной его части основание уже забетонировано. Более того, вместе с проходчиками и бетонщиками в тоннеле работают путейцы.

Первые рельсы нового участка метро в продолжении Невско-Василеостровской линии уже появились. Сооружен стенд для сборки пути. Здесь 25-метровые рельсы будут сваривать в так называемую рельсовую плеть, ее длина 100 метров. После того как рельсы сварят, их потянут в сторону сначала станции «Беговой», затем к «Новокрестовской» и «Приморской».

– На стенде сейчас работает бригада десять человек – проходчики, путейцы, – рассказывает горный мастер Юрий Пахалов. – Первые рельсовые плети уложим сразу после майских праздников.

...Прошагав 900 метров, доходим непосредственно до проходческого щита «Надежда». Иногда метростроевцы называют его «наш космический корабль», хоть и подземный. Действительно, сооружение внушительное – длиной 65 метров. Здесь есть свой пульт управления со множеством приборов, шнековый транспортер для выдачи грунта на ленту конвейера. Даже кессонная камера для выхода ремонтников в зону высокого давления грунта перед щитом есть.

– До станции «Беговая» нам осталось установить чуть более ста колец, – говорит Роман Усс. – Убежден, достигнем ее в течение месяца. А это уже новая точка отсчета. Там щит пройдет профилактический ремонт и двинется дальше – к «Новокрестовской». Ситуация с грунтами пока тяжелая. Но мы справимся. В 2018 году болельщики поедут на новый стадион на метро.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (5692) от 28.04.2016.


Комментарии