В споре с зодчим Стасовым. Итоги заседания Градсовета Петербурга

Контрастно прошло в минувшую среду заседание Градостроительного совета Петербурга. Насколько положительно была встречена архитектура жилого дома на месте Троицкого рынка, настолько же яростную критику вызвал эскиз памятника Федору Ушакову на площади Труда.

В споре с зодчим Стасовым. Итоги заседания Градсовета Петербурга | Проект жилого дома напротив Троицкого собора. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Проект жилого дома напротив Троицкого собора. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Проект дома рядом с Троицким собором, разработанный архитектором Евгением Подгорновым, рассматривался во второй раз. В июле при первом показе он был отклонен из-за габаритов восьмиэтажного здания, которое вторгалось в панорамы набережной реки Фонтанки с видом на Троицкий собор. Кроме того, в Госпитальном переулке здание слишком близко подходило к больничному забору.

Подгорнов учел замечания: он увеличил длину фасада вдоль соборной площади до 70 метров и одновременно уменьшил ту часть здания, которая выходит в Госпитальный переулок. Причем не только по ширине, но и по высоте. Там дом плавно снижается в сторону Фонтанки с семи (максимальная высота 24 метра) до шести, а потом до пяти этажей. Это позволило сделать постройку невидимой со всех точек, кроме одной - с Красноармейского моста, но и там это вторжение минимально.

Хотя количество квартир сократилось со 110 до 93, их общая площадь осталась прежней - 9,2 тысячи кв. метров. Говоря о главном фасаде, выходящем на Троицкую площадь, автор определил свою архитектуру как фоновую, простую, гармоничную творению Стасова. Первый этаж «рустован», три следующих имеют гладкие фасады, пятый и шестой украшены пилястрами, и только седьмой мансардный этаж имеет сплошное остекление.

Общий тон выступлений членов градсовета был благожелательным, проект наверняка будет одобрен.

Но несколько важных замечаний прозвучало. Подгорнову предложили подумать над архитектурой мансардного этажа: обилие стекла будет давать сильные блики, совершенно не свойственные исторической застройке. А дом будет находиться в ее плотном окружении. Правильную идею устроить плоские зеленые террасы на крышах в тех местах, где дом имеет высоту пять и шесть этажей, испортят вентиляционные блоки и выходы на кровлю. Наконец, длинный фасад вдоль соборной площади при высоте дома семь этажей задает иной масштаб, чем существующий в окружающей застройке. Даже притом что примыкающее здание (Измайловский проспект, 7) имеет такую же высоту. Из всего сказанного напрашивается вывод: фоновым новый дом не станет.

Бурные дискуссии вызвал эскизный проект памятника адмиралу Федору Ушакову. Спорили больше не про скульптуру Владислава Маначинского и не про архитектурное решение Анатолия Чернова. Говорили о принципах градостроительства, исторической памяти и других высоких материях.

Авторы были краткими: высота бронзовой фигуры - 3,5 метра, высота пьедестала - 4,6 метра. Автор отказался от треуголки, плаща и прочей романтики. Ушаков находится в состоянии покоя, но левая рука на эфесе шпаги выражает уверенность и готовность к бою. Пьедестал выполнен из серого гранита - цвета военных кораблей, черный подиум отсылает к форме моряков. Мощение вокруг памятника выполнено в виде «розы ветров» - символа морских путешествий.

Сначала члены градсовета удивились, почему Ушаков изображен в ботинках, то есть идет на прием, но с подзорной трубой в правой руке, следовательно, находится на корабле и готовится к бою. Потом критиковали пьедестал с «карнизами», поясом в виде венка и прочими деталями, которые делают его похожим на гамбургер. Узнав, что Ушаков смотрит на север, посетовали, что солнце будет находиться за спиной адмирала и его силуэт будет выглядеть темным, а лицо - неразличимым. Отдельно критиковали фонари и скамейки, позаимствованные из «спального» квартала.

Юрий Земцов вспомнил, что когда он проектировал подземное пространство под площадью Труда, то закладывал возможность захода оттуда в сохранившуюся крипту Благовещенской церкви. И тогда возник спор, «наезжает» или нет площадка с памятником на фундаменты церкви. Вроде бы не наезжает, но возникла дискуссия о том, возможно ли воссоздание Благовещенской церкви. А если такое решение будет принято, то Ушаков окажется впритык к ее фасаду. Да, специальный городской закон отвел памятнику именно это место. Но закон можно поменять.

По нашим сведениям, большинство членов градсовета проголосовали за доработку памятника с учетом высказанных замечаний.

Финальный вопрос можно назвать сюрпризом. Скульптор Геннадий Пейчев и архитектор Владимир Трушковский представили эскиз памятного знака работникам прокуратуры Ленинграда, погибшим в годы войны. Место его установки - внутренний двор прокуратуры Петербурга на Почтамтской улице, 2. Обелиск из черного гранита, напоминающий старые верстовые столбы, не будет видно ниоткуда, нет и свободного доступа во двор режимного учреждения. Но раз авторы пришли на градсовет, им посоветовали упростить форму обелиска.

#Градсовет #архитектура #город #стриотельство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (6593) от 20.12.2019 под заголовком «В споре с зодчим Стасовым».


Комментарии