В споре с зодчим Стасовым. Итоги заседания Градсовета Петербурга
Контрастно прошло в минувшую среду заседание Градостроительного совета Петербурга. Насколько положительно была встречена архитектура жилого дома на месте Троицкого рынка, настолько же яростную критику вызвал эскиз памятника Федору Ушакову на площади Труда.
Проект жилого дома напротив Троицкого собора. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Проект дома рядом с Троицким собором, разработанный архитектором Евгением Подгорновым, рассматривался во второй раз. В июле при первом показе он был отклонен из-за габаритов восьмиэтажного здания, которое вторгалось в панорамы набережной реки Фонтанки с видом на Троицкий собор. Кроме того, в Госпитальном переулке здание слишком близко подходило к больничному забору.
Подгорнов учел замечания: он увеличил длину фасада вдоль соборной площади до 70 метров и одновременно уменьшил ту часть здания, которая выходит в Госпитальный переулок. Причем не только по ширине, но и по высоте. Там дом плавно снижается в сторону Фонтанки с семи (максимальная высота 24 метра) до шести, а потом до пяти этажей. Это позволило сделать постройку невидимой со всех точек, кроме одной - с Красноармейского моста, но и там это вторжение минимально.
Хотя количество квартир сократилось со 110 до 93, их общая площадь осталась прежней - 9,2 тысячи кв. метров. Говоря о главном фасаде, выходящем на Троицкую площадь, автор определил свою архитектуру как фоновую, простую, гармоничную творению Стасова. Первый этаж «рустован», три следующих имеют гладкие фасады, пятый и шестой украшены пилястрами, и только седьмой мансардный этаж имеет сплошное остекление.
Общий тон выступлений членов градсовета был благожелательным, проект наверняка будет одобрен.
Но несколько важных замечаний прозвучало. Подгорнову предложили подумать над архитектурой мансардного этажа: обилие стекла будет давать сильные блики, совершенно не свойственные исторической застройке. А дом будет находиться в ее плотном окружении. Правильную идею устроить плоские зеленые террасы на крышах в тех местах, где дом имеет высоту пять и шесть этажей, испортят вентиляционные блоки и выходы на кровлю. Наконец, длинный фасад вдоль соборной площади при высоте дома семь этажей задает иной масштаб, чем существующий в окружающей застройке. Даже притом что примыкающее здание (Измайловский проспект, 7) имеет такую же высоту. Из всего сказанного напрашивается вывод: фоновым новый дом не станет.
Бурные дискуссии вызвал эскизный проект памятника адмиралу Федору Ушакову. Спорили больше не про скульптуру Владислава Маначинского и не про архитектурное решение Анатолия Чернова. Говорили о принципах градостроительства, исторической памяти и других высоких материях.
Авторы были краткими: высота бронзовой фигуры - 3,5 метра, высота пьедестала - 4,6 метра. Автор отказался от треуголки, плаща и прочей романтики. Ушаков находится в состоянии покоя, но левая рука на эфесе шпаги выражает уверенность и готовность к бою. Пьедестал выполнен из серого гранита - цвета военных кораблей, черный подиум отсылает к форме моряков. Мощение вокруг памятника выполнено в виде «розы ветров» - символа морских путешествий.
Сначала члены градсовета удивились, почему Ушаков изображен в ботинках, то есть идет на прием, но с подзорной трубой в правой руке, следовательно, находится на корабле и готовится к бою. Потом критиковали пьедестал с «карнизами», поясом в виде венка и прочими деталями, которые делают его похожим на гамбургер. Узнав, что Ушаков смотрит на север, посетовали, что солнце будет находиться за спиной адмирала и его силуэт будет выглядеть темным, а лицо - неразличимым. Отдельно критиковали фонари и скамейки, позаимствованные из «спального» квартала.
Юрий Земцов вспомнил, что когда он проектировал подземное пространство под площадью Труда, то закладывал возможность захода оттуда в сохранившуюся крипту Благовещенской церкви. И тогда возник спор, «наезжает» или нет площадка с памятником на фундаменты церкви. Вроде бы не наезжает, но возникла дискуссия о том, возможно ли воссоздание Благовещенской церкви. А если такое решение будет принято, то Ушаков окажется впритык к ее фасаду. Да, специальный городской закон отвел памятнику именно это место. Но закон можно поменять.
По нашим сведениям, большинство членов градсовета проголосовали за доработку памятника с учетом высказанных замечаний.
Финальный вопрос можно назвать сюрпризом. Скульптор Геннадий Пейчев и архитектор Владимир Трушковский представили эскиз памятного знака работникам прокуратуры Ленинграда, погибшим в годы войны. Место его установки - внутренний двор прокуратуры Петербурга на Почтамтской улице, 2. Обелиск из черного гранита, напоминающий старые верстовые столбы, не будет видно ниоткуда, нет и свободного доступа во двор режимного учреждения. Но раз авторы пришли на градсовет, им посоветовали упростить форму обелиска.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (6593) от 20.12.2019 под заголовком «В споре с зодчим Стасовым».
Комментарии