В Петербурге состоялся форум «Туризм и индустрия гостеприимства Ленинградской области»

Его участники — руководители туристско-информационных центров, турфирм, гостиниц и предприятий общественного питания — выявили проблемы отрасли и определили пути их решения, обсудив лучшие практики, современные тенденции и точки развития туриндустрии региона.

В Петербурге состоялся форум «Туризм и индустрия гостеприимства Ленинградской области» | ФОТО Miguel Henriques on Unsplash

ФОТО Miguel Henriques on Unsplash

«В нынешнем году в сегменте тур­индустрии у нас растут все показатели, которые только можно придумать, — отметил в своем выступлении заместитель председателя правительства Ленинградской области, председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой. — Наш регион на федеральном уровне знают как лидера в развитии туриндустрии. К нам приезжают путешественники со всей России».

«Почти шесть миллионов турис­тов приезжают к нам в гости ежегодно, — подтвердил председатель областного комитета по культуре и туризму Евгений Чайковский. — Мы смогли привлечь в сферу туризма почти полтора миллиарда рублей, и у нас большие планы на следующий год. А главный секрет успеха в том, что мы стараемся, чтобы в наших проектах была идея. Туризм с идеей — это про нас».

Одной из главных тем обсуждения форума стал автомобильный туризм.

«Наш регион занимает почетное четвертое место в РФ по развитию такого туризма, — сообщила первый вице-президент одной из компаний, работающих в данной сфере, Светлана Воронцова. — При этом у нас есть громадный потенциал для развития. В нынешнем году по заказу регионального правительства мы провели исследование на эту тему и определили 42 автомаршрута, которые можно обустроить в Ленобласти в ближайшей перспективе».

Согласно проведенному исследованию, средний турпоток в Лен­области составляет 11,2 млн поездок, из которых 80 % — это автотуристы. По прогнозу, в уходящем году он вырастет до 15,8 млн поездок (рост в 1,9 раза по сравнению с 2022‑м).

«Общая протяженность автомобильных дорог, по которым проходят основные туристические автомаршруты региона, составляет 3132,3 км, из которых 56 % приходится на автомобильные дороги федерального значения и 44 % — регионального, — отметила Воронцова. — Нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям соответствует 85 % от общей протяженности федеральных трасс и только 51,3 % — от общей протяженности региональных дорог, остальные нуждаются в реконструкции».

Многие туристические объекты не имеют автодорожных подходов с твердым покрытием, доступных заправочных станций в окрестнос­тях и элементарных ориентирующих указателей. Порядка 80 % от общего количества коллективных средств размещения и 90 % от общего количества кемпингов требуют организации возле них обустроенных автостоянок.

«Обустроить обычные автозаправки или стоянки недостаточно, — подчеркнула Светлана Воронцова. — Сегодня необходимы современные многофункциональные зоны дорожного сервиса (МФЗ), на территории которых могут располагаться фельдшерские кабинеты или пункты телемедицины, ту­ристические информационные ­центры, автобусные станции и транспортно-посадочные узлы, пункты общественного питания, мотели и даже культурно-развлекательные учреждения. Таким образом, МФЗ — это вариант инвестиционной зоны для местного бизнеса. На сегодняшний день таких зон в области всего две».

Безусловно, был затронут насущный вопрос о дефиците коллективных средств размещения, который составляет 2,5 тыс. номеров. Особенно их не хватает в Бокситогорском, Сланцевском, Волосовском, Тихвинском и Подпорожском районах. Перечисленные проблемы уже решают. Региональная власть активно привлекает в гостиничную инфраструктуру инвестиции, работает над упрощением перевода земельных участков из гослесфонда в земли ООПТиО (рекреация), помогает их поиску, в том числе в частной собственности, вовлекает в процесс бывшие детские оздоровительные лагеря.

Общий объем финансирования комплекса мероприятий, направленных на развитие автомобильного туризма и малых объектов размещения в Ленобласти в период с 2023-го по 2025 год, составит 103 188,2 млн руб.

Сегодня в области появляется все больше мобильных средств размещения на территориях глэмпингов. При этом местные представители индустрии гостеприимства изучают и другие современные варианты размещения, которые постепенно входят в моду. Это гестхаусы (гостевые дома), ботели (гостиницы на воде), флайтели («летающие отели», или аэрогостиницы), винные дома (Jindian), хостелы типа студенческих общежитий (Zhaodaisuo).

Что касается развлечений, то, по наблюдению владельца базы семейного отдыха Георгия Богачева, две главные вещи, ради которых люди приезжают в загородный ­отель, — это возможность пожарить шашлык и сходить в баню. Именно они закрывают 80 % потребностей туристов.

«После шашлыка и бани людям нужны истории, — делится предприниматель. — Тематические экскурсии, интерактивные мероприятия, фишки событийного туризма. И если в окрестностях базы отдыха или отеля ничего интересного нет, необходимо включить фантазию и организовать точки притяжения самим».

Сейчас на пике популярности хайкинг выходного дня — короткое пешее путешествие на природе, которое совершается налегке, оздоровительные программы, сопряженные с экономикой впечатлений, — медитация, гвоздестояние, ретрит (духовные практики).

А об успешном проекте «Тропа 47» сегодня знают многие.

«К концу года в регионе будет 47 троп общей протяженностью 310 километров, — сообщил исполняющий обязанности директора ­ЛОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий ЛО», автор идеи данного проекта Александр Силуянов. — Мы на этом останавливаться не собираемся. У нас уже подготовлено шесть проектов на следующий год. Однако теперь к новым тропам мы относимся более разборчиво, стараемся, чтобы они были не только интересными, но и качественными с точки зрения инфраструктуры».

Особое внимание на форуме уделили детскому и социальному туризму. В частности, были подведены итоги реализации туров для школьников по социальному сертификату в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В уходящем году в нем приняли участие 3800 учеников 5 – 9-х классов. В этой программе задействованы восемь туроператоров, которые организуют 26 экскурсионных программ по Выборгу, Тихвину, Шлиссельбургу, Ивангороду, Гатчине… Каждая экскурсия построена по принципу «все включено», предусматривает трансфер, трехразовое питание, проживание в гостинице (не в хостеле!), услуги экскурсовода и входные билеты. Как выяснилось, до этого путешествия 41,1 % ребят ранее не выезжали за пределы района проживания с группой.

Еще один проект туристско-экскурсионных поездок для детей — «Мой родной край — Ленинградская область», финансирование которого осуществляется из средств регионального бюджета путем предоставления субсидий некоммерческим организациям. В нынешнем году состоялись поездки по шести тематическим маршрутам, продолжительность каждого 2 дня / 1 ночь.

«Если в прошлом году было поддержано 13 проектов, то в 2023‑м — 19, — констатировал заместитель председателя комитета общественных коммуникаций ЛО Виталий Кармалюгин. — Коли­чество участников проекта за период 2017 – 2023 гг. составило более 24 тысяч детей. В нынешнем году — 3291».


#туризм #форум #обсуждения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (7558) от 05.12.2023 под заголовком «Туризм с идеей».


Комментарии