В ночь перед Рождеством праздничные богослужения прошли в 80 храмах Петербурга

Отшумело Новогодье. Позади сверкание бенгальских огней и взрывы хлопушек, добрые пожелания и подарки, вкусные застолья и шампанское, встречи с прекрасным в театральных и концертных залах, а также многодневная каникулярная беззаботность. Позади и Рождество — праздник не столь шумный, но зато пронизанный невероятным светом и теплом, добротой и верой в чудеса. Для тех, кто в церковь не ходит, Рождество — это что‑то из открыточной истории, преимущественно для детей, или просто еще один красный день календаря под занавес новогодних каникул. Для верующих — это праздник мира, любви и надежды, один из главных в календаре церковном.

В ночь перед Рождеством праздничные богослужения прошли в 80 храмах Петербурга | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Те, кто бывал на рождественской Всенощной, наверняка испытывали это необыкновенное чувство — радость, будто заполняющую до краев все пространство под куполами, освещенную трепетным огнем свечей, созвучную в душе с ангельским пением церковного хора и звоном колоколов…

В ночь перед Рождеством праздничные богослужения прошли в 80 храмах Петербурга: в Александро-Невской лавре, Спасо-Преображенском соборе, Воскресенском Новодевичьем монастыре, в соборе Владимирской иконы Божией Матери, Феодоровском и Князь-Владимирском соборах, в храме Блаженной Ксении Петербургской и многих-многих других. В лавре и у Казанского собора, как обычно, засветились сказочным светом рождественские вертепы. Свои инсталляции на сюжет прихода Спасителя в этот мир организовали еще два десятка соборов и храмов Северной столицы.

В Казанском кафедральном соборе Всенощное бдение и Божест­венную литургию в рождественскую ночь возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

В Петербургской митрополии в честь Рождества Христова освящены девять храмов. Три областных (в деревне Надкопанье, поселках Красноозерное и Старополье) и шесть городских — на подворьях Александра Свирского и Константино-Еленинского монастырей, на Пискаревском проспекте, Средней Рогатке, улице Коллонтай и на Песках.

— Рождество Христово верующими переживается глубоко, это как рождение младенца в твоей семье — мы к этому готовимся, — говорит настоятель Христорождественской церкви на Пес­ках протоиерей Андрей Щербан. — В традициях поста не только ограничивать себя в еде и развлечениях, но и творить добрые дела, помогать ближнему. Посещать больных, нуждающихся, дарить другим радость — все ради бого­младенца, ради будущего…

Если кто не знает: исторический район Пески включает в себя десять Советских улиц, которые раньше были Рождественскими — по имени храма, являвшегося сердцем этой части города, Рождественской стороны. Он был построен в 1781 – 1787 годах по проекту архитектора Петра Егорова, в 1934‑м взорван в ходе проводимой в СССР в 1932 – 1937 годах «пятилетки безверия» и воссоздан заново в 2020‑м. За вторым ­рождением Христорождественского храма на протяжении нескольких лет следили и жители старого центра, и наша газета. Точная копия здания XVIII века сегодня, как и прежде, является архитектурной доминантой Песков.

— Все, что вы видите внутри храма и снаружи, — так оно и было в XVIII – XIX веках, — подтверждает отец Андрей. — Единственное, чего раньше не было, — барельефа «Рождественское подношение» на хорах, он установлен в честь воссоздания нашего храма. Все остальное воссоздано на основании архивных документов. Розыск их и исследование заняли годы…

В 2004 году инициативная группа из числа жителей — полтора-два десятка активистов — обратилась к митрополиту Владимиру Котлярову (ныне покойному) с вопросом о воссоздании храма на Пес­ках. Владыка поручил возглавить эту группу отцу Андрею. 27 мая 2005 года приход храма Рождест­ва Христова на Песках был официально зарегистрирован.

Храм2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


— Инициатива воссоздания храма всегда исходит от людей — так и должно быть, — поясняет настоятель. — Он не вырастает просто так, по чьей‑то команде, храм — это не стены, а люди, объединенные верой во Христа. В древности эти люди собирались не только за стенами, но и в пещерах, лесах, катакомбах…

С 2004‑го начались поиски архивных документов, свидетельств и сведений об утраченном храме, в 2012 – 2013 гг. были произведены археологические раскопки, в результате которых был обнаружен фундамент здания, в 2014‑м получено разрешение на строительство. А в 2015‑м внутри «перимет­ра», за строительным забором был освящен поклонный крест и начались регулярные богослужения.

— Там была оборудована, как мы ее называли, «духовная палатка» площадью 45 квадратных метров — каркас из легкого бруса, обтянутый пленкой, — вспоминает отец Андрей. — Потом эту временную часовенку утеплили капитальнее… Когда только начали служить, четыре десятка первых прихожан в ней еще помещались, к концу года, когда на службы приходили по 70 – 80 человек, уже не очень. А на Пасху люди на улице стояли — человек 150 пришли…

На протяжении десятилетий на месте Христорождественского храма находился заросший неухоженный сквер.

— Место, где прежде стоял храм, стало, по сути дела, попираемым: здесь выгуливали собак, «отдыхали» (то есть пьянствовали) бомжи, случались драки, поножовщина и даже убийства, — рассказывает настоятель. — ­Место было замусорено, загажено во всех смыслах…

В 2017‑м забили первую сваю, 20 июля 2020 года объект сдали в эксплуатацию, 27 июня 2021‑го храм был освящен митрополитом Петербургским и Ладожским Варсонофием.

На первую рождественскую службу 2021 года в эти стены (не было ни инконостаса, ни отделки — несколько икон да черновой пол) пришли 380 человек.

— Мы тогда приготовили трис­та небольших подарочков, и их не хватило — такой конфуз, пришлось нашим прихожанкам в спешном порядке что‑то собирать, — вспоминает отец Андрей. — Сейчас у нас порядка 80 – 100 только причастников, на праздничные службы приходит гораздо больше народа.

При всей внешней аутентичности теперь это полностью современное здание — технически совершенное, со всеми положенными системами безопасности. И очень красивое как снаружи, так и внут­ри — легкое, светлое, высокое, воздушное. Оно сложено из 1 млн 287 тысяч красных кирпичей — никакого железобетона, засыпки-заливки, и даже штукатурка не цементная, а известковая (ее сложнее наносить, но зато она дышит). Говорят, мастеров, способных сложить своды из кирпича, найти было очень не просто.

Иконы написаны четырьмя группами современных художников-­иконописцев в едином академическом стиле (сейчас мало кто так пишет, уточняет настоятель). Вдоль стен на невысоких треножниках — пять не раскрашенных деревянных икон-барельефов с надписями шрифтом Брайля, повторяющих изображения рядом стоящих рисованных образов. Храмовая икона Рождества Христова, Ксения Блаженная, Казанская икона Божией Матери, Николай Чудотворец и ­Иоанн Кронштадтский — это для слепых и слабовидящих прихожан. Мощевик со 114 частицами различных святых — подарок храму от настоятельницы Иоанновского монастыря…

О своем приходе отец Андрей рассказывает с удовольствием:

— Я служу с 1994 года. Раньше преобладали прихожане среднего и старшего поколения, молодых было мало. Сейчас молодежи в храмах стало гораздо больше, много парней, мужчин. И у нас теперь приход молодой, развивающийся, любознательный, читающий, интеллигентный и образованный…

Здесь действуют две воскресные школы — взрослая и детская, молодежный клуб и два хора, профессиональный и любительский.

И еще музей, рассказывающий долгую и драматичную историю этой новой-старой церкви на Пес­ках.

Очень красивый крестильный храм с купелями и мозаикой (его у прежней Христорождественской церкви не было), а также классы и музей устроены под основным храмом. Вместе с настоятелем спускаемся по лестнице вниз. На стенах — портреты двух архитекторов — построившего первое здание Петра Егорова и воссоздавшего его Рафаэля Даянова (кстати, в 2021 г. разработанный архитектурным бюро «Литейная часть-91» проект стал победителем на международном конкурсе «Золотой Трезини» и получил медаль Genius Petropolis имени В. Т. Орловой).

На стендах и витринах масса интересного и редкого. Например, экземпляр Евангелия 1723 года. Монеты, подкова, кирпич и осколок фугаса, найденные при раскопках фундамента. Схемы и рисунки, которые удалось отыскать в архивах. Фотографии икон центрального инконостаса (они сейчас находятся в Русском музее) и священников, служивших в этом храме в разные годы, — некоторые были репрессированы и расстреляны, один из последних настоятелей священномученик протоиерей Григорий Сербаринов причислен к лику святых. Стенд, посвященный первому в России приходскому попечительскому братству над беспризорниками и одинокими престарелыми людьми, основанному местным священником Александром Гумилевским. Облачение священнослужителя и церковная утварь позапрошлого века. И две старинные иконы из этого храма, сохраненные людьми после его разрушения и возвращенные ими в родные стены после восстановления. Заведующая музеем Валентина Егорова может рассказывать обо всем этом часами…

За годы безбожия в Петербурге было разрушено около тысячи храмов.

— Знаете, владыка Владимир, когда к нему пришла инициативная группа, попросил меня подготовить справку о том, где еще в центре города остались незастроенными участки после снесенных храмов, — рассказывает отец Андрей. — Я посидел в архивах и составил список из 27 адресов. Наш случай был просто идеальным: под фундаментом — никаких коммуникаций, никаких пересечений со зданиями и дорогами… А вот храм, находившийся на пересечении 2‑й Советской, Мытнинской улиц и проспекта Бакунина, восстановить не удастся: там к дому достроили угол, который «заходит» прямо на алтарную часть. Будут проблемы и с воссозданием храма на Синопской набережной — край его совпадает с проезжей частью — придется или храм сдвигать, или его площадь уменьшать… Но восстанавливать надо.

С настоятелем солидарны и прихожане:

— Думаю, восстановить надо каждый взорванный храм — они стояли на своих, избранных, мес­тах.

— Я тоже считаю, что все взорванные храмы надо восстанавливать. Лечить душу народа.

— Очень рада, что наша церковь построена с нуля, но по старым чертежам. Сделали настолько хорошо, кажется, что это был просто косметический ремонт. В этой церкви крестили моего дядю в 1915 году…

— Несмотря на то что это новодел, ощущение, что намоленная.

— Каждый раз, посетив этот храм, чувствуешь себя одухотворенным. Хор звучит особенно сильно, незабываемо.

— Жил в детстве на 9‑й Советской, знал, что исторически они Рождественские. Чрезвычайно рад, что восстановили храм. Как сердце вернули этим улицам…

О глубоком смысле старых названий (к слову, Топонимическая комиссия рекомендовала вернуть Советским улицам дореволюционные имена еще в 1998, 2004, 2009 и в 2017 годах) говорит и настоятель Христорождественского храма:

— Десять Рождественских улиц и Рождественская площадь — это наш северный Вифлеем, посвященный явлению в мир Спасителя и жизни как таковой. Ни один город в мире не имеет такого средоточия духа и смысла этого великого события, какой может быть здесь, в этом районе.

МЕЖДУ ТЕМ 

С 7 января начались Святки — 12 дней верующие будут праздновать рождение Спасителя. В 14 храмах Санкт-Петербургской епархии 7 – 14 января пройдут приходские рождественские елки и концерты.

С 6 по 14 января на разных площадках города будет проходить IV рождественский фестиваль «Вифлеемская звезда» — масштабный музыкальный проект Симфонического оркестра Петербурга и его художественного руководителя и главного дирижера Сергея Стадлера. Фестиваль состоится при организационном участии «Петербург-концерта» и поддержке комитета по культуре.


#Рождество #храмы #служба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7577) от 09.01.2024 под заголовком «Рождество на Рождественских».


Комментарии