В Ломоносовском районе состоялась конференция «Андрей Штакеншнейдер и современная архитектура Ленобласти»

Она приурочена к 222‑й годовщине со дня рождения зодчего, выдающегося мастера русской эклектики.

В Ломоносовском районе состоялась конференция «Андрей Штакеншнейдер и современная архитектура Ленобласти» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Место встречи архитекторов, историков, краеведов — петербуржцев и ленинградцев, которых волнует проблема сохранения культурного наследия, было выбрано не случайно. Именно здесь в XIX веке заканчивались земли Петергофского дворцового правления, простиравшиеся от берега Финского залива. Начиная с 1830‑х годов по воле Николая I вдоль водоподводящей системы петергофских фонтанов создавались Луговой и Бабигонский парки с многочисленными постройками, спроектированными Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. Главные из них — дворец Бельведер, храм Святой мученицы царицы Александры и Розовый павильон.

На Бабигонских высотах были построены и деревни с бревенчатыми домами, богато украшенными резьбой. Некоторые из них использовались как павильоны для отдыха царской семьи, в других жили ­крестьяне. Император хотел окружить свою резиденцию образцово-показательным сельским пейзажем. Названия деревни получили в честь детей императора — Сашино, Марьино, Олино, Санино, Костино, Мишино и Низино (Низи — так звали в семье великого князя Николая Николаевича).

Из упомянутых построек Штакен­шнейдера сохранились только Бельведер и Александровская церковь. Они сильно пострадали в годы Великой Отечественной ­войны. Бельведер был восстановлен в 1950‑е годы, храм — в 1990‑е, и работы там продолжаются.

Участникам конференции, организованной комитетом градостроительной политики Ленинградской области и МО Низино, предоставилась редкая возможность осмотреть интерьеры Бельведера. К сожалению, это здание около десяти лет пустует. Видимо, не находится инвестор, желающий взять на себя заботы и ответственность за памятник архитектуры такого высокого уровня.

При этом, по мнению присутствовавших на мероприятии студентов, будущих архитекторов, там можно было бы открыть, например, музыкальную школу. Ландшафтные архитекторы Евгения Петрашень и Андрей Рейман убеждены, что здание надо передать ГМЗ «Петергоф».

Главный архитектор Ленинградской области Сергей Лутченко высказал идею разместить в Бельведере Дом архитектора Петербурга и Ленинградской области и предложил создать региональный союз архитекторов.

Выступая на конференции, глава администрации Низина Елена Клухина предложила воссоздать еще одну постройку Штакеншнейдера, известную по архивным чертежам, рисункам и фотографиям. Речь о деревянном сельском приказном доме, который мог бы стать новой местной достопримечательностью и примером восстановления разрушенной исторической доминанты.

У домика с нарядной резьбой сложная история. В 1844 году он был построен на уступе Бабигонской возвышенности по проекту Штакен­шнейдера. Дом был двухэтажным, имел два наружных подъезда с колоннами и состоял из семи комнат с 20 окнами. После того как Николай I начал там строительство дворца Бельведер, его перенесли в Старый Петергоф. А в 1853 году у склона перед деревней Низино, которую в это время только начинали строить, ­соорудили точную копию дома. В начале XX века в нем находился музей крестьянского быта, а в 1930 году с согласия дирекции петергофских дворцов-музеев домик разобрали «ввиду нецелесообразности его ремонта».

сельский приказный дом, литография 1853.jpg
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


Представители современной местной власти предлагают в воссозданной избе открыть музей, посвященный Андрею Ивановичу Штакен­шнейдеру, а также разместить в ней архитектурный центр Ленинградской области. Однако архитектор-реставратор Андрей Смелков, выступая на конференции, отметил, что на пути к реализации этой красивой и правильной идеи будет немало проблем. Место, где находилась изба, застроено жилыми домами. Значит, надо искать другое. Если добиваться аутентичности, то это должен быть деревянный дом из бревен со всеми вытекающими противопожарными и инженерными сложнос­тями. И главное — оригинальная изба была небольшого размера, в такой вряд ли поместится современный музей. Соответственно, рядом потребуется построить целый комплекс зданий.

Тем не менее декан архитектурного факультета, доцент кафедры архитектуры Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств Николай Смелков сообщил, что «берет идею в работу». Для начала он намерен предложить студентам в качестве задания для курсовой работы попробовать создать концепцию комплекса «Сельская приказная изба».


#конференция #архитектура #электика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7624) от 18.03.2024 под заголовком «Судьба избы в руках студентов».


Комментарии