Узка дорога к храму

Более двух часов Градостроительный совет Петербурга на своем очередном закрытом заседании обсуждал проект храма Дмитрия Солунского на территории жилого комплекса «Балтийская жемчужина». По источникам, несмотря на большое количество замечаний, проект одобрили. А вот эскизное предложение по реконструкции наземного вестибюля станции метро «Парк Победы» эксперты отклонили.

Узка дорога к храму | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Проект, представленный проектной группой «Риедер», в общих чертах похож на картинки, которые давно размещены в соцсетях. Это трехглавый храм высотой 39 метров, общей площадью почти 2 тысячи кв. метров, стоящий на берегу Матисова канала с небольшой колокольней над главным входом.

Первый этаж занимает культурно-просветительский центр с трапезной на 140 мест. На втором размещен собственно храм с притвором, в котором будут установлены памятные доски с именами жертв авиакатастрофы рейса 9268 над Синайским полуостровом – как это сделано в Никольском и в Кронштадтском морских соборах. Это потребовало непривычной для петербургской церковной архитектуры вытянутой композиции: длина фасада с востока на запад около 50 метров. Размещение нескольких входов в храм потребовало создания открытой галереи на уровне второго этажа. В древнерусском зодчестве она называется гульбищем.

Эксперты критиковали как градостроительное, так и архитектурное решение. Высказали замечания относительно эклектичности храма (напоминает и готику, и романские постройки, и армянские церкви), претензии к большим окнам, требующим витражей, открытой галерее, где будет скользко зимой и т. д.

Как соединить под одной крышей дом для молитвы и светлую память о погибших? Это новая сложная задача. Архитекторы пытаются ее решить. Возможно, надо изменить расположение колокольни, уменьшив длину здания. Не исключено, что одноглавый храм будет смотреться более стройным, чем трехглавый. Но опять же это право выбора авторов проекта и заказчиков.

Существеннее градостроительные проблемы. Эксперты опасаются, что здание будет зажато со всех сторон высокими жилыми домами, его не будет видно, в том числе и с залива. Кроме того, небольшой размер участка не позволяет создать удобный подход к храму. Возможно, надо так изменить проект планировки территории - разумеется, не затрагивая при этом сблокированную поликлинику на 840 посетителей в смену, отделение полиции и подстанцию скорой помощи, которые должны возвести в квартале 38-6 до декабря 2020 года - чтобы люди не пробирались через узкие проходы. Проект будет дорабатываться. Возможно, градсовет обсудит его еще раз.

Необходимость реконструкции наземного вестибюля станции «Парк Победы» Петербургский метрополитен объяснил теснотой на входе и выходе с эскалаторов. Напомним, станция была открыта в 1961 году. В 1995-м после трагедии с падением козырька на Сенной площади были демонтированы все подобные навесы на других станциях. Заодно к «Парку Победы» пристроили торговый павильон.

Архитектор Александр Супоницкий создал пять вариантов нового вестибюля по мотивам первоначальной постройки, но большего размера. Один из членов градсовета назвал их «садовыми павильонами». Эксперты предложили автору разные варианты, от возвращения к виду на 1961 год до создания яркого знака «здесь вход в метро» - например, в виде большой стеклянной трубы.

Впрочем, тут же выяснилось, что земельный участок вестибюля ограничен обрезом его фундамента, дальше начинается территория объекта культурного наследия «Парк Победы», где новое строительство запрещено. А все пять вариантов отрезают от него 150 кв. метров. Поэтому, прежде чем проектировать новый вестибюль, надо решить все юридические проблемы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (5887) от 10.02.2017.


Комментарии