Александр Рабковский
Город
29 октября 2015
У Синего моста
Такого в многолетней истории петербургского парламента еще не бывало: вчера в ходе очередного пленарного заседания ЗакСа депутаты рассмотрели в первом чтении сразу два законопроекта о городском бюджете. За основу были приняты бюджет 2016 года и двух последующих плановых лет, а также изменения в текущий финансовый план 2015 года.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Представляя депутатам проект бюджета-2015, губернатор Георгий Полтавченко заметил, что этот документ «формировался в самых сложных за последние шесть лет условиях для города и страны». При этом, по его словам, финансовый план северная столица готовила с большей долей оптимизма, чем многие другие регионы России. «Тот курс, которого мы с вами последовательно придерживаемся с 2011 года, позволяет городу уверенно проходить через кризис, _ констатировал Полтавченко. _ И не снижать уровень социальных гарантий даже с учетом новых вызовов».
При расчете доходов бюджета Смольный, по словам губернатора, ориентировался на возможности импортозамещения. К тому же, согласно общероссийскому прогнозу на 2016 год, ожидается переход к умеренному экономическому росту. «В этом случае промышленность Петербурга, которая в кризис традиционно падает быстрее, чем в среднем по стране, восстанавливаться будет также быстрее», _ убежден Полтавченко, сообщивший о полном портфеле заказов наших верфей и предприятий ОПК. А на Кировском заводе, по его информации, тракторостроители уже работают в три смены.
46% всех доходов Смольный рассчитывает получить за счет налога на доходы физических лиц. В этом году рост поступлений по нему составил 12,4% и опередил рост средней зарплаты. Принятый год назад пакет законов о налоговых льготах привел к увеличению сбора налогов на имущество. И весь объем действующих льгот для юридических и физических льгот будет в городе сохранен.
Касаясь предлагаемой структуры бюджетных расходов, Полтавченко сообщил, что больше всего средств запланировано выделить на развитие образования: рекордные 103,1 млрд рублей, или 21,3% общих затрат. 19% всех расходов уйдут на развитие транспортной системы мегаполиса, 15,5% получит городское здравоохранение, социальная поддержка горожан потребует 11,9% от общего «пирога».
Стоимость адресной инвестиционной программы приблизится к 80 миллиардам, включив в себя 1,9 млрд на строительство 15 новых детских садов, 1,3 млрд _ на 8 школ, 5 млрд _ на 9 объектов здравоохранения и т. д.
Один из самых острых вопросов _ увеличение тарифов на проезд в общественном транспорте. Губернатор решил отложить его конкретное решение до второго чтения, предложив депутатам найти статью расходов, которую можно было бы относительно безболезненно срезать и увеличить за счет этого сумму субсидий транспортникам. При этом он заранее предупредил, что таковой не смогут быть расходы на строительство футбольной арены на Крестовском. «Все, что мы делаем для подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, мы делаем не для ФИФА и не для РФС, а для развития Петербурга, повышения его туристической привлекательности и качества городской среды в целом. Наследие чемпионата в виде новых дорог, развязок, спортивных объектов, медицинской инфраструктуры и благоустроенных территорий останется Петербургу и будет на 100% востребовано в дальнейшем жителями города».
20 млрд рублей предусмотрено в проекте на развитие метрополитена. При этом, по словам Полтавченко, «будут ускорены работы на участке Невско-Василеостровской линии от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина», где предусмотрено серьезное федеральное софинансирование. Продолжится проходка Фрунзенского радиуса и строительство Лахтинско-Правобережной линии от станции «Спасская» до станции «Морской фасад». Зарезервированы средства на проектирование станций Красносельско-Калининской линии.
Отвечая на вопросы депутатов, губернатор сообщил, что строительство завода по переработке отходов в Красном Бору, против которого активно выступали петербуржцы и жители Ленобласти, пока отменяется. «Об этом сейчас речь не идет по одной простой причине: необходимо очень серьезно изучить мировой и российский опыт, связанный с переработкой особо опасных отходов. До того как мы не определимся в соответствующей эффективности того или иного проекта, мы не будем выделять на это средства».
Выступившие в прениях лидеры депутатских фракций изложили свои оценки предложенного Смольным проекта. Группа из шести независимых депутатов, упрекнувшая Смольный в отсутствии прогноза социально-экономического развития мегаполиса, распространила брошюру с альтернативными бюджетными показателями. Критика традиционно преобладала и в позиции мариинских коммунистов, заявивших, что не будут поддерживать этот проект. О том же высказался и лидер «Яблока» Григорий Явлинский. Но в итоге проект был принят за основу 39 голосами при 11 против со следующими параметрами: доходы 2016 года _ 432 млрд 561 млн 445,5 тыс. рублей, расходы _ 483 млрд 161 млн 445,5 тыс. рублей, дефицит _ 50 млрд рублей.
Ну а после этого депутаты произвели в первом чтении корректировку текущего бюджета, добавив в его доходную часть 3,295 млрд рублей, которые город получает из федеральной казны в виде бюджетных кредитов. Эти средства, по словам представлявшего проект вице-губернатора Михаила Мокрецова, пойдут на погашение дефицита. Дополнительные деньги за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета будут выделены также на дорожное строительство, лекарственное обеспечение горожан, высокотехнологичную медицинскую помощь.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Проект бюджета на 2016 год комментирует председатель ЗакСа Вячеслав МАКАРОВ:«Правильно определить приоритеты и цели использования бюджетных средств в нынешних условиях крайне важно. Старая сказка гласит, что из одной бараньей шкуры можно сшить две шапки, которые согреют двух человек, но можно выкроить и сто шапок, которые не согреют никого. В кризисной ситуации нельзя рассматривать источники бюджетных доходов как бездонную бочку. На мой взгляд, расстановка этих приоритетов должна базироваться на принципе: «необходимые расходы следует сохранить, полезные _ отложить, а излишние _ полностью прекратить». Этот принцип, озвученный почти 200 лет назад основоположником российской бюджетной системы Михаилом Сперанским, до сих пор не теряет своей актуальности.
В нынешних непростых условиях безусловным приоритетом для города остается финансирование социальных расходов. Выполнение принятых обязательств в социальной сфере _ это дело чести для депутатов парламента Санкт-Петербурга».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (5576) от 29.10.2015.
Комментарии