У кольца есть начало

Горячее желание, чтобы вблизи их кварталов появилась станция метро, есть у многих петербуржцев, живущих в разных районах города. Но две мечты в сфере метростроительства объединяют практически всех горожан: это сооружение кольцевой линии, перехватывающей пассажиров с радиальных веток, и пробивка трассы подземки в аэропорт. И вот в реализации этих идей был сделан первый шаг.

 У кольца есть начало | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как уже сообщала наша газета, городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил четыре конкурса на предпроектные разработки участка кольцевой петербургского метро, двух участков Красносельско-Калининской ветки и продления Кировско-Выборгской линии до аэропорта «Пулково». Это, разумеется, вовсе не значит, что строители начнут пробивать тоннель завтра. Или даже через пятилетку.

Предпроектные работы - всего лишь оценка актуальности предполагаемого проекта, так сказать, обоснование инвестиций. Кроме того, победителям конкурса предстоит определить наиболее оптимальный вариант расположения станций, провести инженерные изыскания на предмет технических возможностей строительства. Подготовка проекта, а тем более принятие решения о начале строительства - совсем другая история, в первую очередь финансовая.

И все же шаг сделан, победителям конкурсов на их работу выделят из городского бюджета почти полмиллиарда рублей.

- То, что в Петербурге до сих пор нет кольцевой линии метро, это очень плохо, - говорит руководитель объединенного совета по транспортным проблемам Санкт-Петербургского научного центра РАН Олег Белый. - Люди теряют время, вынуждены пересаживаться на наземный транспорт. Между тем в некоторых больших городах мира делают метро единственным общественным видом транспорта, чтобы не создавать заторы на дорогах. Конечно, в этих случаях сеть станций должна быть весьма плотной, чтобы охватывать всю территорию. Необходимость развития петербургского метро в правительстве города хорошо понимают. Строительство кольцевой линии становится задачей номер один. Будем надеяться, что хотя бы начало этой работе положат, а вот запуска полноценной кольцевой в петербургском метро нынешнему поколению, может быть, и не дождаться.

Из заявленных на конкурсы объектов участок кольцевой действительно считается самым востребованным. По крайней мере - от строящейся станции «Большой проспект» до существующей «Лесной». Из пяти станций этого участка: «Большой проспект-2», «Василеостровская-2», «Спортивная-2», «Петроградская-2», «Кантемировская» и «Лесная-2» четыре (кроме «Кантемировской») - с переходом на другие линии. Уже по этим названиям можно представить, насколько удобнее и быстрее жителям Васильевского острова будет добираться в другие районы города. Сейчас это приходится делать с одной, а то и двумя пересадками в центре города.

Другие два конкурсных участка расположены на будущей шестой Красносельско-Калининской линии. Отрезок этой ветки - из двух станций: «Казаковской» и «Путиловской» (с переходом на «Кировский завод») «Метрострой» как бы уже строит. Во всяком случае участки под вестибюли и шахты застолблены, но финансирование пока минимальное. Так, в проекте бюджета города на 2017 год на эту линию предполагается выделить 1 млрд рублей. Для метростроения это почти ничего. Разработан проект еще четырех станций шестой линии: «Броневая», «Заставская» с переходом на «Московские ворота», «Боровая» и «Каретная» с переходом на «Обводный канал». Этот отрезок линии, по предварительным планам, должны запустить в 2022 году. Теперь под предпроектные работы попали продолжения этой ветки на юг и на север.

Согласно трассировке линии, от «Казаковской» она пойдет в сторону микрорайона «Балтийская жемчужина» и будет иметь две дополнительные станции - «Брестская» (на пересечении Ленинского проспекта с Брестским бульваром) и «Петергофское шоссе».

А вот в северном направлении Красносельско-Калининская линия когда-нибудь прирастет сразу пятью станциями. За «Каретной» последует «Лиговский проспект-2», затем «Знаменская», которая должна иметь выход неподалеку от Московского вокзала, далее последуют «Суворовская» - в районе Советских улиц, «Смольная» - на площади Пролетарской Диктатуры и закончится линия в Калининском районе станцией «Полюстровский проспект».

Шестая линия метро хоть и не кольцевая, но она первая в схеме петербургского метрополитена, которая не стремится в самый центр города, а прокладывается по его ближней периферии и тоже имеет много пересадочных станций - этим она и ценна. Но о сроках сооружения станций, попавших в предпроектные разработки, пока даже не упоминается.

Также ничего не говорится о сроках строительства продолжения Кировско-Выборгской линии до аэропорта «Пулково», предпроектные работы по этому участку тоже вынесены на конкурс.

- Продлевать трассу метро до «Пулково» нужно, тем более что расстояние там не так уж велико. Близ аэропорта можно построить современный многопрофильный транспортный хаб, связанный и с железной дорогой, и с крупными транспортными магистралями. Инфраструктура метрополитена тоже должна быть в нем задействована, - считает Олег Белый.

Протяженность участка первой линии от «Проспекта Ветеранов» до аэропорта составляет 6,3 километра. Пока на этом отрезке запланирована всего одна промежуточная станция - «Ульянка» близ одноименной железнодорожной станции. Кстати, эту ветку метро года два назад в Смольном уже собирались проектировать, однако конкурс был отменен. Теперь время пришло, но только для предпроектных разработок.

- По итогам этой работы мы будем оценивать перспективность проекта с экологической точки зрения. Возможно, что вернемся к идее аэроэкспресса, - пояснил руководитель комитета по транспорту Александр Головин.

После завершения конкурса его победителям отводят год, чтобы сдать отчеты о проделанной работе в конце 2017 года. Таким образом будет сделан задел для проектирования будущих станций, хотя до 2018 года начинать строительство новых объектов в городском метро не собираются. По понятной причине: сейчас «Метрострой» уже ведет работы сразу на четырех линиях. Весной 2018-го, к чемпионату мира по футболу надо открыть для болельщиков «Беговую» и «Новокрестовскую». Еще до этого, в декабре 2017-го, должны быть запущены в эксплуатацию три станции окончания Фрунзенского радиуса - до Шушар. Уже строятся «Театральная» и «Большой проспект». И, как сказано, самый большой объем работ через год-полтора должен будет вестись на Красносельско-Калининской линии. Больше «Метрострою», видимо, пока «не проглотить».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (5800) от 03.10.2016.


Комментарии