Следы Введенского канала: на них наткнулись строители, прокладывая инженерные сети
Прокладывая инженерные сети, строители наткнулись на следы Введенского канала, засыпанного в конце 1960‑х годов. Точнее, на следы устоев чугунного арочного Александровского моста, который когда‑то был перекинут через канал в створе набережной реки Фонтанки.
ФОТО АВТОРА
Мост был построен в 1808 – 1814 годах по типовому проекту архитектора Вильяма (Василия Ивановича) Гесте, все металлические части, за исключением перил и украшений, были изготовлены на уральском заводе Демидова. Когда в 1970 году переправу разобрали, украшавшие ее гранитные обелиски с фонарями перенесли на Подьяческий мост через канал Грибоедова.
Что же касается самого Введенского канала, то он был прорыт в начале XIX века и проходил от Фонтанки до Обводного канала. Его использовали для водозабора, разгрузки различных материалов, в том числе необходимых для строительства первой в России железной дороги и Царскосельского (ныне Витебского) вокзала. Свое имя канал получил по Введенскому собору лейб-гвардии Семеновского полка, который некогда находился напротив Витебского вокзала. Были у канала и другие имена — Соединительный, Новый, Семеновский, Витебский.
Художник Михаил Шемякин отмечал, что Введенский канал «являл собой зрелище неимоверной красоты», поскольку его стены были сложены не из гранитных камней, а из потемневших бревен. По его словам, время превратило их «в органные трубы темно-серо-голубоватого цвета, вода порой приобретала тепло-зеленый оттенок, удивительно гармонирующий с цветом бревен». Ныне по трассе бывшего канала проходит магистраль, название которой напоминает о том, что здесь было раньше, — Введенский канал. Именно в таком виде она обозначена на карте…
Любителям петербургской старины стоит поторопиться: наверное, совсем скоро следы бывшего Александровского моста снова скроются под толщей асфальта. Пока что они огорожены строительным забором, и некоторые не самые воспитанные граждане уже стали использовать выкопанную яму как помойку.
Читайте также:
Мосты связали лентой. В Петербурге обновили дорожное полотно на семи транспортных объектах
Строительство на экваторе. Автоматизированная модель Большого Смоленского моста стала экспонатом
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7986) от 05.09.2025 под заголовком «Следы Введенского канала».





Комментарии