Скользкая инициатива

В начале зимы, которая наступила нынче раньше привычного срока, любители катков затомились в ожидании. После очередного похолодания некоторые решили взять дело в свои руки. И вот хоккейная коробка во дворе одного из домов, где владельцы собак выгуливали лохматых питомцев, стала «впитывать» воду, превращаясь в каток. Через день-два свежий лед опробовали дети из окрестных девятиэтажек, и тихое дворовое пространство наполнилось ребячьими голосами. В отчетах чиновников утвердительно, как восклицательный знак, встала галочка, хотя лед заливали энтузиасты.

Скользкая инициатива | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Почти все дворовые площадки, за редким исключением, имеют владельцев: районные центры по развитию физкультуры и спорта, общеобразовательные и спортивные школы, детские клубы. Сооружение у дома № 64 по улице Лени Голикова, ставшее народным катком, тоже не бесхозно. Оно закреплено за подростково-молодежным центром (ПМЦ) «Кировский» в числе 29 таких же открытых, разбросанных по разным адресам площадок.

Характерна реакция центра после появления свежего льда у этого дома. Да, ответила нам по телефону руководитель ПМЦ Наталья Домбровская, заливать катки начали - только не сами, а силами общественности. Подрядчики могли бы сделать это за деньги, да не прельстились, видно, предложенной суммой или не смогли раскачаться, а люди вышли и залили три площадки сами. По двум из названных адресов «автор» ледовых площадок, впрочем, был известен: это Валентин Михайлов, создатель общественного движения «Дворовые катки».

В социальных сетях он запустил проект под названием «Народная карта» (www.katok-vo-dvore.ru), где петербуржцы отмечают пригодные для катания и ждущие льда места - дворовые и под крышей, стихийные и сделанные под руководством разного рода административных и коммерческих структур. До оттепели, повредившей благому начинанию, там фигурировало с десяток дворовых катков в разных местах города, появившихся, судя по всему, благодаря энтузиастам. (В начале января таких точек на карте было примерно столько же: проспект Просвещения, 33, улица Луначарского, 108/1, проспект Культуры, 9/2, Гражданский проспект, 127, улица Кузьмина, 17, проспект Народного Ополчения, 115, Трамвайный, 11/5, и др.)

После того как неустойчивая погода свела на нет результаты трудов, на карте остались отмечены преимущественно платные катки, действующие в торговых комплектах, на стадионах, во дворцах спорта и других заведениях. Были и такие, которые должны заливать и содержать организации, находящиеся в ведении Смольного (комитет по физкультуре и спорту). Соцсети выдавали несколько таких адресов. Сколько же на самом деле официальных катков, если опираться на реальную картину, а не виртуальную карту, сказать по сей день трудно.

В соответствии с городской программой, Петербург должен иметь этой зимой 90 площадок, превращенных в катки (включая дворовые), и 151 пригодный к занятиям хоккейный корт. Практически столько же, сколько в прошлом году. Но, когда они появятся, уже вот-вот или под занавес сезона, неизвестно. Бывало, заливали и в марте.

Когда прошло время, минус на градуснике сподвиг энтузиастов на самостоятельные действия, а административная машина все пыталась набрать ход. И когда это произошло и городская власть дала отмашку, из районов стали поступать первые совершенно ошеломительные данные. Получалось, что на середину декабря 64% от внесенных в адресную программу ледовых объектов уже были готовы (более свежие данные по Петербургу появятся, очевидно, к середине января - до этого велись выборные проверки). Даже не каждой второй, а куда больше.

В комитете по физкультуре и спорту считают, что сомневаться в справедливости сведений не приходится. В каждом районе есть кураторы, отвечающие за это направление, и данные поступают с фотофиксацией по всем адресам.

А кроме того, по словам Андрея Дыкова, главного специалиста отдела по спортивно-массовой работе, сотрудники комитета совершают объезд, чтобы увидеть, существуют катки на бумаге или имеются на самом деле. Но, видно, и этого оказалось мало, поскольку стало шириться «катковое» общественное движение. Если люди захотели вести мониторинг, чтобы знать, где и каким льдом город на сегодняшний день располагает, значит, одно из двух: либо официальная информация не верна, либо точные данные до любителей бесплатных ледовых отдохновений не доходят.

«Помню, в детстве только из окна нашей ленинградской квартиры я видел несколько дворовых катков, - рассказывает Валентин Михайлов. - Люди дружно выходили и заливали лед для детей. Сегодня это непросто, даже если иметь шланги и весь инвентарь. Нужно найти владельца площадки и договориться, согласовать подключение воды с управляющей компанией или ТСЖ, заручившись поддержкой жильцов. Затем залить лед и внести плату за воду, а потом всю зиму поддерживать каток в нормальном состоянии...»

Такую же инициативу проявляют и хоккеисты-неформалы, готовые сплотиться ради исполнения заветного желания: взять клюшку и выйти вечерком на лед. Спрашивается: зачем это делать на голом энтузиазме, когда городская власть выделяет средства, назначает исполнителей, создает условия для привлечения людских сил и техники? Какая именно сумма уходит на заливку катков в масштабах всего города, профильный комитет не уточняет (деньги идут на всесезонное поддержание дворовых объектов), но счет там, можно предположить, на миллионы рублей.

Из отчета комитета за девять месяцев 2016 года следует, что физкультурой и спортом в городе занимаются 1,5 млн человек от детсадовского до пенсионного возраста - 32,1% горожан, то есть каждый третий. Проведено было 6,5 тыс. физкультурно-массовых мероприятий, в которых участвовали 700 тыс. человек.

В списке, вывешенном на сайте комитета, дворовых площадок огромное множество (в Выборгском районе, например, 109, в Кировском - 75, а в Московском - 90), но какие из них действуют в виде катков, остается загадкой. В другом списке указаны катки, хоккейные корты и лыжные трассы, которые неизбежно появятся нынче в каждом районе. А что же в действительности?

В конце концов, дело не в цифрах, а в том, что существуют две картины мира и чиновники не могут найти общий язык с активистами, имея общий вроде бы интерес. «Не знаю, насколько достоверна «Народная карта», - говорит начальник отдела по спортивно-массовой работе Елена Разумахина. - Некоторые катки там ошибочно названы творением активистов, это результат работы районов. Тем не менее на движение снизу мы опираемся».

Чиновники реагируют лишь на жалобы, до которых горожане не большие охотники, считают в свою очередь активисты «Дворовых катков» и настороженно относятся к городской власти, ожидая подвоха.

Так нужен ли все же «низовой» мониторинг? Городские парламентарии в декабре его поддержали. Члены профильной комиссии по физкультуре и спорту (ее возглавляет Юрий Авдеев), выслушав обе стороны, посоветовали комитету наладить с общественным движением тесное взаимодействие. А пока его нет, две с половиной сотни ледовых площадок в Петербурге (плановая цифра сезона) в сознании горожан могут остаться фикцией.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5864) от 10.01.2017.


Комментарии