Шашечки побелели. Как в Северной столице реализуется реформа рынка такси

580‑й федеральный закон, давший старт реформе сферы таксомоторных перевозок в России, был подписан, напомним, под самый занавес уходящего 2022 года и вступил в действие с 1 сентября 2023‑го, то есть 16 месяцев назад. А вот обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП), согласно федеральному закону № 278‑ФЗ, стало непреложным правилом для таксистов совсем недавно — с 1 сентября нынешнего года. Тем не менее уже можно оценить, как отрасль адаптируется к новым условиям, что в ней изменилось и как это сказывается на потребителях услуги — нас, пассажирах.

Шашечки побелели. Как в Северной столице реализуется реформа рынка такси | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Кто вышел из тени

Многие положения 580‑ФЗ изначально вызывали в профессиональной среде перевозчиков горячие споры, а нередко и полное неприятие. Противники реформы в ее нынешнем виде и сейчас пытаются добиваться отмены или хотя бы некоторой трансформации закона, однако их аргументы не всегда подтверждаются повседневной практикой. Отрасль понемногу изменяется под требования 580‑ФЗ, приспосабливается к ним. Мы по‑прежнему можем вызвать машину через агрегатора, оперативно уехать куда нам надо и легко оплатить услугу через приложение.

Целью законодателей было выведение в легальное поле всех — агрегаторов, перевозчиков и их автомобилей (с созданием трех соответствующих реестров). Противники 580‑го закона считали, что он, наоборот, загонит последних занимающихся извозом «в белую» могикан в глухую тень и вернет бизнес к состоянию начала 2000‑х, когда такси клиенты ловили у поребрика, что называется, «с руки».

Что получилось? Сегодня в федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Такси», которая охватывает все регионы РФ и казахстанский город Байконур, зарегистрированы свыше 670 тыс. «таксомоторов» (до старта закона было вдвое меньше), 125 тыс. перевозчиков и около 1,3 тыс. служб заказа такси. Число легальных такси удвоилось, а значит, российский рынок и сама ­услуга уже стали чуть более прозрачными и безопасными.

В Петербурге по итогам девяти месяцев текущего года количество легальных легковых такси увеличилось почти на 30,5 %. Разрешения на перевозку пассажиров получили 450 перевозчиков (из них 65 новых индивидуальных предпринимателей и 366 самозанятых). Всего же в региональных реестрах числятся почти 2 тыс. перевозчиков, десяток служб заказа и свыше 57,5 тыс. автомобилей такси — на 40,2 % больше, чем было годом ранее. Отрадно, что средний возраст автомобилей в реестре снизился с 4,1 года до 3,6.

По данным Общественного совета по развитию такси (ОСРТ), объем рынка перевозок в России сегодня составляет около 1 трлн рублей. Это примерно 0,6 % российского ВВП. В бизнесе таксопарков задействованы около 70 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, а в отрасли в целом насчитываются примерно 2 млн водителей такси (как работающих законно, так и нелегалов). И, несмотря на рост числа легальных автомобилей такси, рынок находится в непростой ситуации, отмечают в ОСРТ. По данным этой организации, доля автомобилей такси возрастом до трех лет в России сократилась с 33 % в прошлом году до 27 % в текущем, а доля машин старше пяти лет выросла с 17 до 23 %.

Отсюда видно все

Недавно подведомственный комитету по транспорту «Организатор перевозок» заключил с «Ростелекомом» госконтракт на создание полноценной региональной информационной системы, в которую внесут все данные о работающих в Петербурге службах такси, таксис­тах и автомобилях. Она позволит контролировать работу водителей и следить за соблюдением графика их труда и отдыха, обеспечивая безопасность пассажиров. Благодаря будущей разработке должны повыситься скорость и качество обработки заявлений о включении в реестры, но главное — будет налажена автоматизированная проверка актуальности сведений, в них содержащихся. Запустить информационную систему легковых такси в регионе планируется уже в начале 2025 года, сообщили в пресс-службе Смольного.

Пока же контроль за соблюдением таксомоторного законодательства ведется преимущественно в ручном режиме.

Например, в ходе недавнего профилактического рейда «Такси» было выявлено около 2,5 тыс. нарушений у таксистов и составлено более 2,3 тыс. протоколов. За девять месяцев уходящего года в Петербурге было проведено три десятка таких рейдов, возбуждено свыше трехсот административных дел против таксомоторных перевозчиков. Общая сумма штрафов составила 2,6 млн рублей, около двухсот автомобилей арестовано.

На штрафстоянку попадают преж­де всего машины перевозчиков, не получивших разрешения на работу в такси, то есть нелегалов. Самый болезненный вопрос для тех, кто может и хотел бы работать в такси, но не спешит заявлять о себе, — ОСАГО для такси, которое в пять — семь раз дороже обычной «автогражданки», что создает проблемы не только частникам-самозанятым, но и небольшим региональным таксопаркам. Сами же представители бизнеса не раз заявляли: более половины машин такси и водителей-автолюбителей пока катаются по российским дорогам вовсе незастрахованными.

Некоторым прорывом стало введение с начала 2024 года краткосрочных полисов ОСАГО для частников, таксующих время от времени в качестве подработки. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), такие полисы оказались востребованными у перевозчиков: только с апреля по сентябрь было заключено более 274 тыс. подобных договоров. Всего же за девять месяцев текущего года было заключено свыше 503 тыс. договоров ОСАГО с отметкой «такси» — вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Следующим шагом в наведении порядка с автогражданской ответственностью в сфере таксомоторных перевозок станет автоматизация контроля. С 1 октября заработала автоматизированная информационная система страхования, а с декабря началось тестирование системы выявления автовладельцев без ОСАГО при помощи дорожных камер видеонаблюдения с функцией распознавания лиц. В самой ближайшей перспективе будет налажен обмен данными между реестрами ФГИС «Такси» и страховщиками. Кроме того, планируется их интеграция с системой «Паутина» для передачи информации о транспортных средствах с разрешениями на перевозку пассажиров в МВД России. Пока нарушителей без «автогражданки» сначала уведомляют о необходимости оформить полис письмами, но затем подтянутся и повышенные штрафы.

Что же касается ОСГОП, то к декабрю эта обязательная страховка, защищающая права пассажиров, была оформлена всего на 257 тыс. такси — чуть более 38 % от общего числа зарегистрированных в реестре. Это означает, что примерно 413 тысяч автомобилей, уже внесенных в перечень, рискуют в одночасье лишиться права работать в сфере пассажирских перевозок.

Полис ОСГОП заметно дешевле, чем ОСАГО для такси (по словам страховщиков, он в среднем стоит 3,5 тыс. рублей за год). Но у него в отличие от ОСАГО нет краткосрочной формы. И водители, работающие в такси не постоянно, считают траты на годовую страховку экономически не обоснованными и ненужными. В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий возможность оформления полисов ОСГОП на срок от 10 дней, но принятие такого решения будет делом не быстрым.

Когда контроль за наличием полисов станет автоматическим и постоянным, помимо приостановки действия разрешений перевозчики начнут получать и солидные штрафы: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей отсутствие ОСГОП обойдется в 40 – 50 тыс. рублей, для юридических — от 500 тысяч до миллиона. Наказуемо даже непредставление пассажирам информации о страховщике и договоре: для должностных лиц и ИП — от 1 до 3 тыс. рублей, для юрлиц — от 10 до 30 тысяч.

Цену разложили по полочкам

Недавно главный российский агрегатор ввел у себя новшество: детализацию стоимости поездок на такси. Выбирая тариф и маршрут, клиент может посмотреть, из чего сложилась предлагаемая сервисом конечная стоимость поездки, — для этого достаточно нажать на значок рубля в правой верхней части экрана смартфона. Расчет, вероятно, на то, что разложенная по полочкам цена покажется пассажиру более гуманной…

К осени услуги такси заметно подорожали. По данным Росстата, цена за километр пути в сентябре прошлого года составляла 36,22 руб­ля, а к сентябрю 2024‑го выросла до 44,93. В конце октября самый крупный агрегатор еще поднял тарифы: в Москве за километр пути в тарифе «Комфорт» стали брать на 25 % больше, чем прежде, — не 12, а 15 рублей. Минута ожидания также подорожала с 13 до 15 рублей (в Петербурге и километр, и минута в этой категории стоят до 14 рублей).

Бизнес объясняет ценовой рост удорожанием топлива, лизинга, самих машин и их ремонта, а также новыми требованиями закона о такси и введением страховок ОСГОП. И еще — все усиливающимся кадровым дефицитом. По данным недавнего опроса, проведенного тем же самым главным агрегатором, 78,8 % респондентов из 179 российских таксопарков отметили нехватку водителей 10 – 30 %. По прогнозам, к концу года дефицит может достичь рекордных 130 тыс. человек по всей стране. Причину бизнес видит в ужесточении миграционной политики и регулировании отрасли: таксисты переходят в другие сферы, где доходы так же высоки, а вот требований и трат заметно меньше — например, в курьеры или упаковщики. А чем острее дефицит водителей, тем быстрее растут цены на такси.

Впрочем, ФАС не увидела предпосылок для столь решительного повышения таксомоторных тарифов и сейчас предпринимает усилия по их сдерживанию.

Эксперты рынка прогнозируют еще более существенное удорожание к Новому году — на 10 – 15 % или даже все 20 %. А двадцатипроцентный рост цен, предупреждают они, грозит бизнесу потерей сущест­венной доли клиентов.

Россияне уже стали реже пользоваться услугами такси. Ведущая отечественная страховая компания и один из агрегаторов провели опрос клиентов такси. Около 60 % респондентов отметили рост цен на услуги и 51 % признались, что стали из‑за этого заказывать такси реже, чем раньше. По мнению 96 % опрошенных, сервис нуждается в улучшении, в том числе (42 %) — в снижении тарифов.

Однако опрос этот продемонстрировал одновременно и другую тенденцию — позитивные изменения в сфере такси, связанные с повышением качества сервиса. 82 % пассажиров оценили свой опыт общения с таксистами за последние три месяца как положительный, 57 % заявили, что их устраивает соотношение цены и качества предоставляемых услуг.

Читайте также:

Каждый день по штрафу. Управление автомобилем без ОСАГО может «влететь в копеечку»

Федеральный закон о такси: сложности внедрения и реальная практика


#такси #реформа #ОСАГО

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7816) от 18.12.2024 под заголовком «Шашечки побелели».


Комментарии