Шашечки побелели. Как в Северной столице реализуется реформа рынка такси
580‑й федеральный закон, давший старт реформе сферы таксомоторных перевозок в России, был подписан, напомним, под самый занавес уходящего 2022 года и вступил в действие с 1 сентября 2023‑го, то есть 16 месяцев назад. А вот обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП), согласно федеральному закону № 278‑ФЗ, стало непреложным правилом для таксистов совсем недавно — с 1 сентября нынешнего года. Тем не менее уже можно оценить, как отрасль адаптируется к новым условиям, что в ней изменилось и как это сказывается на потребителях услуги — нас, пассажирах.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Кто вышел из тени
Многие положения 580‑ФЗ изначально вызывали в профессиональной среде перевозчиков горячие споры, а нередко и полное неприятие. Противники реформы в ее нынешнем виде и сейчас пытаются добиваться отмены или хотя бы некоторой трансформации закона, однако их аргументы не всегда подтверждаются повседневной практикой. Отрасль понемногу изменяется под требования 580‑ФЗ, приспосабливается к ним. Мы по‑прежнему можем вызвать машину через агрегатора, оперативно уехать куда нам надо и легко оплатить услугу через приложение.
Целью законодателей было выведение в легальное поле всех — агрегаторов, перевозчиков и их автомобилей (с созданием трех соответствующих реестров). Противники 580‑го закона считали, что он, наоборот, загонит последних занимающихся извозом «в белую» могикан в глухую тень и вернет бизнес к состоянию начала 2000‑х, когда такси клиенты ловили у поребрика, что называется, «с руки».
Что получилось? Сегодня в федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Такси», которая охватывает все регионы РФ и казахстанский город Байконур, зарегистрированы свыше 670 тыс. «таксомоторов» (до старта закона было вдвое меньше), 125 тыс. перевозчиков и около 1,3 тыс. служб заказа такси. Число легальных такси удвоилось, а значит, российский рынок и сама услуга уже стали чуть более прозрачными и безопасными.
В Петербурге по итогам девяти месяцев текущего года количество легальных легковых такси увеличилось почти на 30,5 %. Разрешения на перевозку пассажиров получили 450 перевозчиков (из них 65 новых индивидуальных предпринимателей и 366 самозанятых). Всего же в региональных реестрах числятся почти 2 тыс. перевозчиков, десяток служб заказа и свыше 57,5 тыс. автомобилей такси — на 40,2 % больше, чем было годом ранее. Отрадно, что средний возраст автомобилей в реестре снизился с 4,1 года до 3,6.
По данным Общественного совета по развитию такси (ОСРТ), объем рынка перевозок в России сегодня составляет около 1 трлн рублей. Это примерно 0,6 % российского ВВП. В бизнесе таксопарков задействованы около 70 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, а в отрасли в целом насчитываются примерно 2 млн водителей такси (как работающих законно, так и нелегалов). И, несмотря на рост числа легальных автомобилей такси, рынок находится в непростой ситуации, отмечают в ОСРТ. По данным этой организации, доля автомобилей такси возрастом до трех лет в России сократилась с 33 % в прошлом году до 27 % в текущем, а доля машин старше пяти лет выросла с 17 до 23 %.
Отсюда видно все
Недавно подведомственный комитету по транспорту «Организатор перевозок» заключил с «Ростелекомом» госконтракт на создание полноценной региональной информационной системы, в которую внесут все данные о работающих в Петербурге службах такси, таксистах и автомобилях. Она позволит контролировать работу водителей и следить за соблюдением графика их труда и отдыха, обеспечивая безопасность пассажиров. Благодаря будущей разработке должны повыситься скорость и качество обработки заявлений о включении в реестры, но главное — будет налажена автоматизированная проверка актуальности сведений, в них содержащихся. Запустить информационную систему легковых такси в регионе планируется уже в начале 2025 года, сообщили в пресс-службе Смольного.
Пока же контроль за соблюдением таксомоторного законодательства ведется преимущественно в ручном режиме.
Например, в ходе недавнего профилактического рейда «Такси» было выявлено около 2,5 тыс. нарушений у таксистов и составлено более 2,3 тыс. протоколов. За девять месяцев уходящего года в Петербурге было проведено три десятка таких рейдов, возбуждено свыше трехсот административных дел против таксомоторных перевозчиков. Общая сумма штрафов составила 2,6 млн рублей, около двухсот автомобилей арестовано.
На штрафстоянку попадают прежде всего машины перевозчиков, не получивших разрешения на работу в такси, то есть нелегалов. Самый болезненный вопрос для тех, кто может и хотел бы работать в такси, но не спешит заявлять о себе, — ОСАГО для такси, которое в пять — семь раз дороже обычной «автогражданки», что создает проблемы не только частникам-самозанятым, но и небольшим региональным таксопаркам. Сами же представители бизнеса не раз заявляли: более половины машин такси и водителей-автолюбителей пока катаются по российским дорогам вовсе незастрахованными.
Некоторым прорывом стало введение с начала 2024 года краткосрочных полисов ОСАГО для частников, таксующих время от времени в качестве подработки. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), такие полисы оказались востребованными у перевозчиков: только с апреля по сентябрь было заключено более 274 тыс. подобных договоров. Всего же за девять месяцев текущего года было заключено свыше 503 тыс. договоров ОСАГО с отметкой «такси» — вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Следующим шагом в наведении порядка с автогражданской ответственностью в сфере таксомоторных перевозок станет автоматизация контроля. С 1 октября заработала автоматизированная информационная система страхования, а с декабря началось тестирование системы выявления автовладельцев без ОСАГО при помощи дорожных камер видеонаблюдения с функцией распознавания лиц. В самой ближайшей перспективе будет налажен обмен данными между реестрами ФГИС «Такси» и страховщиками. Кроме того, планируется их интеграция с системой «Паутина» для передачи информации о транспортных средствах с разрешениями на перевозку пассажиров в МВД России. Пока нарушителей без «автогражданки» сначала уведомляют о необходимости оформить полис письмами, но затем подтянутся и повышенные штрафы.
Что же касается ОСГОП, то к декабрю эта обязательная страховка, защищающая права пассажиров, была оформлена всего на 257 тыс. такси — чуть более 38 % от общего числа зарегистрированных в реестре. Это означает, что примерно 413 тысяч автомобилей, уже внесенных в перечень, рискуют в одночасье лишиться права работать в сфере пассажирских перевозок.
Полис ОСГОП заметно дешевле, чем ОСАГО для такси (по словам страховщиков, он в среднем стоит 3,5 тыс. рублей за год). Но у него в отличие от ОСАГО нет краткосрочной формы. И водители, работающие в такси не постоянно, считают траты на годовую страховку экономически не обоснованными и ненужными. В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий возможность оформления полисов ОСГОП на срок от 10 дней, но принятие такого решения будет делом не быстрым.
Когда контроль за наличием полисов станет автоматическим и постоянным, помимо приостановки действия разрешений перевозчики начнут получать и солидные штрафы: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей отсутствие ОСГОП обойдется в 40 – 50 тыс. рублей, для юридических — от 500 тысяч до миллиона. Наказуемо даже непредставление пассажирам информации о страховщике и договоре: для должностных лиц и ИП — от 1 до 3 тыс. рублей, для юрлиц — от 10 до 30 тысяч.
Цену разложили по полочкам
Недавно главный российский агрегатор ввел у себя новшество: детализацию стоимости поездок на такси. Выбирая тариф и маршрут, клиент может посмотреть, из чего сложилась предлагаемая сервисом конечная стоимость поездки, — для этого достаточно нажать на значок рубля в правой верхней части экрана смартфона. Расчет, вероятно, на то, что разложенная по полочкам цена покажется пассажиру более гуманной…
К осени услуги такси заметно подорожали. По данным Росстата, цена за километр пути в сентябре прошлого года составляла 36,22 рубля, а к сентябрю 2024‑го выросла до 44,93. В конце октября самый крупный агрегатор еще поднял тарифы: в Москве за километр пути в тарифе «Комфорт» стали брать на 25 % больше, чем прежде, — не 12, а 15 рублей. Минута ожидания также подорожала с 13 до 15 рублей (в Петербурге и километр, и минута в этой категории стоят до 14 рублей).
Бизнес объясняет ценовой рост удорожанием топлива, лизинга, самих машин и их ремонта, а также новыми требованиями закона о такси и введением страховок ОСГОП. И еще — все усиливающимся кадровым дефицитом. По данным недавнего опроса, проведенного тем же самым главным агрегатором, 78,8 % респондентов из 179 российских таксопарков отметили нехватку водителей 10 – 30 %. По прогнозам, к концу года дефицит может достичь рекордных 130 тыс. человек по всей стране. Причину бизнес видит в ужесточении миграционной политики и регулировании отрасли: таксисты переходят в другие сферы, где доходы так же высоки, а вот требований и трат заметно меньше — например, в курьеры или упаковщики. А чем острее дефицит водителей, тем быстрее растут цены на такси.
Впрочем, ФАС не увидела предпосылок для столь решительного повышения таксомоторных тарифов и сейчас предпринимает усилия по их сдерживанию.
Эксперты рынка прогнозируют еще более существенное удорожание к Новому году — на 10 – 15 % или даже все 20 %. А двадцатипроцентный рост цен, предупреждают они, грозит бизнесу потерей существенной доли клиентов.
Россияне уже стали реже пользоваться услугами такси. Ведущая отечественная страховая компания и один из агрегаторов провели опрос клиентов такси. Около 60 % респондентов отметили рост цен на услуги и 51 % признались, что стали из‑за этого заказывать такси реже, чем раньше. По мнению 96 % опрошенных, сервис нуждается в улучшении, в том числе (42 %) — в снижении тарифов.
Однако опрос этот продемонстрировал одновременно и другую тенденцию — позитивные изменения в сфере такси, связанные с повышением качества сервиса. 82 % пассажиров оценили свой опыт общения с таксистами за последние три месяца как положительный, 57 % заявили, что их устраивает соотношение цены и качества предоставляемых услуг.
Читайте также:
Каждый день по штрафу. Управление автомобилем без ОСАГО может «влететь в копеечку»
Федеральный закон о такси: сложности внедрения и реальная практика
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7816) от 18.12.2024 под заголовком «Шашечки побелели».
Комментарии