2Vtzqv4Hz9U

Русский в Мраморном

В Мраморном дворце Русского музея завершена реставрация одного из главных парадных залов – Приемной, или Ротонды. Но праздник получился грустный – не все удалось сделать так, как хотелось бы при работе с памятником архитектуры такого качества.

Русский в Мраморном  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сначала – о приятном. Парадными залами Мраморного дворца принято называть анфиладу, выходящую на Дворцовую набережную, с востока на запад – Мраморный зал, Орловский зал, Ротонда, Гостиная, Знаменная, а также Царскую комнату. Первоначальные интерьеры дворца, созданные в XVIII веке по проекту Антонио Ринальди, были в середине XIX века переделаны Александром Брюлловым для нового владельца дворца – великого князя Константина Николаевича. В советское время, когда дворец занимал музей Ленина, многие интерьеры были утрачены.

Реставрационные работы ведутся последние 20 лет, музей принял разумное решение воссоздавать интерьеры «на Брюллова». Постепенно был возвращен исторический облик Мраморному и Белому залам, Царской комнате, Зимнему саду. Открыты для посетителей покои поэта К. Р., созданные на рубеже XIX и XХ веков.

Однако без реставрации всей парадной анфилады невозможно говорить о воссоздании облика Мраморного дворца, каким он был в свои лучшие годы.

Проектом, справедливее говорить – проектами, реставрации многие годы занимается архитектурное бюро «Литейная часть 91». Работы ведет реставрационная фирма «Пассим». На наш вопрос, что самое сложное в работе над парадной анфиладой, руководитель бюро архитектор Рафаил Даянов ответил: «Лепнина». Иконографического материала достаточно – акварели, обмеры, фотографии. Но только вручную можно нарисовать рабочий чертеж для реставраторов – не помогут никакие компьютерные программы.

Гостиная и Знаменная были открыты для публики в начале летнего сезона. В Гостиной восстановлены лепка и позолота, раскрыт дверной проем в южной стене, в нем установлена наборная дверь. На южной стене обнаружен и музеефицирован фрагмент росписи, он относится к началу XIX века, когда над интерьерами дворца работал Андрей Воронихин. В Знаменной расчищен от покраски искусственный мрамор на стенах и лепной декоративный свод, отреставрированы двери. В этих двух залах размещена часть коллекции, подаренной Русскому музею братьями Яковом и Иосифом Ржевскими.

Ротонда создавалась А. Брюлловым в «римском вкусе», строго говоря, это эклектика со ссылками на античность. В ходе работ отреставрированы искусственный мрамор нежного палевого цвета, в некоторых местах он имеет толщину 1 мм, лепка на сводах и капителях колонн, воссозданы два камина в нишах. Убрана перегородка, за которой в недавние годы скрывалась электрощитовая, теперь это снова Овальная проходная.

Прежде чем начинать работы с наборным паркетом, реставраторы передали образцы подлинной древесины на химический и физический анализы в лаборатории музея, чтобы выяснить, какие породы дерева использовались. Их оказалось шесть, в том числе черное и розовое дерево.

Весь паркет был перебран, подлинные фрагменты, примерно треть от всей площади, собраны в южной стороне зала. Как и положено при научной реставрации, воссозданный паркет отличается по цвету. Пол покрыт в четыре слоя специальным лаком, который не бликует и не может быть поцарапан.

Но воссоздать утраченные фрагменты искусственного мрамора не удалось, их заменяет тонированная штукатурка. Не хватило средств – Минкультуры сократило финансирование. На реставрацию Орловского зала – последнего в парадной анфиладе – вместо 37 млн рублей выделено 32. А там сейчас идет самая сложная работа – золочение лепнины. Но еще больше, чем деньги, музейщиков беспокоит другое последствие так называемой оптимизации – им предписано сокращать сроки реставрации. Орловский зал должен быть сдан к 1 декабря 2015 года. К этому же времени должны быть отреставрированы «резные» гипсовые арки, которые отделяют Орловский зал от Столовой. Иными словами, работа, требующая неспешности и кропотливости, ведется по принципу «пятилетку за три года».

В 2016 году должна завершиться реставрация Столовой, Буфетной и Передней, и тогда в эту часть дворца полностью вернется собрание братьев Ржевских. Сергей Любимцев, заведующий филиалом «Мраморный дворец», сообщил нашей газете, что решение музея разместить дар в парадных залах – принципиальное. Оно должно подчеркнуть статусность собрания Ржевских, побудить других коллекционеров делать подарки Русскому музею. Кроме того, вступят в диалог коллекция Ржевских и расположенная на том же втором этаже Мраморного дворца совершено иная коллекция Ирэны и Петера Людвигов.

Как говорит Владимир Баженов, заместитель директора Русского музея по реставрации и капитальному ремонту, после завершения работ на парадной анфиладе в Мраморном дворце останется «всего» одна тысяча квадратных метров неотреставрированных площадей. Речь идет о личных покоях, которые занимает Музей Людвигов, и служебных помещениях на третьем этаже, откуда в обозримом будущем должен переехать в Инженерный замок отдел рисунка и акварели.

Но о сроках даже создания проекта реставрации этих помещений говорить пока не приходится. А там много интересных и важных проблем. Исторические интерьеры почти полностью утрачены, нужен ли нам новодел? Но пока нет проекта – не будет и финансирования реставрации.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (5523) от 17.08.2015.


Комментарии