Русский, сакура и дуб

Притягательная восточная сказка, поселившаяся на просторах Михайловского сада 5 июня, пробудет здесь десять дней. Свои произведения представили на восьмой фестиваль садово-паркового и ландшафтного искусства «Императорские сады России» художники, архитекторы и дизайнеры из России, Ирана, Италии, Германии, Японии, Эстонии и других стран.

Русский, сакура и дуб | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Разные по масштабам и исполнению, разнесенные по лужайкам, аллеям и уголкам сада, вместе эти произведения создают законченный образ древнего, мудрого, тонкого и многоликого Востока, пришедшего когда-то в Европу по Великому шелковому пути – такова тема нынешнего фестиваля.

Чтобы не ограничивать полет фантазии художников, конкурсные работы в нынешнем году было решено делить на номинации не тематически, а исходя из размеров: шоу-сады (более 100 кв. метров), средние (от 30 до 60 кв. м), малые сады (до 30 «квадратов») и арт-объекты.

Совсем небольшой воздушный сотканный из прозрачного кружева «Шелкопряд» заставляет зрителей остановиться и задуматься о хрупкости красоты. Наряду с хитросплетением нитей, линий и плоскостей многие дизайнеры в своих произведениях используют также зеркала, соединяющие пространства и обманывающие чувства. Так, например, окружен зеркалами розовый сад Гюлистан, из-за чего изнутри он кажется бесконечным. Это мечта от компании «Дивина гармония». У дорожки, ведущей к Гюлистану, – корявое сухое дерево, ветки которого обвязаны ленточками от паломников и путешественников. Снаружи стены сада расписаны символами стран, через которые проходил Шелковый путь, и опоясаны надписью: «Никто не возвращается из путешествия таким, каким он был раньше». Рядом еще одна восточная мудрость от компании «Анатомия ландшафта»: «Даже самый долгий путь начинается с первого шага»...

Символ волшебной сказки – огромный цветочный ковер-самолет, буквально парящий над землей. Его пышный рисунок составлен из 850 горшочков и ящичков с цветущими растениями, обложенных мхом. Наклонное 50-метровое живое панно сверху периодически вручную орошают его создатели, а снизу работают автоматические туманообразователи, отчего вокруг ковра постоянно клубятся настоящие облака. «В тени шатра искусство расцветало» – это сразу несколько выставочных пространств с живописными и мозаичными работами, миниатюрами, произведениями каллиграфии, рассказывающими о поэтике сада.

Во «дворике» перед входом на ярком мозаичном ковре, выложенном из окрашенных камней, настоящий дастархан и деревянные скульптуры, созданные профессором Тегеранского университета художником Тахиром Шейххолхокамайи. А инсталляция «Сокровища двух морей» показывает главные богатства, перемещаемые с Востока на Запад. И это не только драгоценности с затонувшего корабля или потерянные в пустыне, но и история, и культура. А потому среди расписных кувшинов, украшений и драгоценных камней на полузасыпанной песками палубе мы видим старинную лампу, запутавшуюся в рыболовных сетях, рундук, датируемый 1819 годом. Рядом – подиум-шатер с драгоценными шелками и прекрасной танцовщицей, томно изгибающейся под фантастические звуки ханг драма.

Взаимопроникновение Востока и Запада отражено в композиции «Сакура и дуб», созданной студентами Санкт-Петербургского института искусств и реставрации: на ветках фантастического двуликого дерева – турецкая вышивка, скандинавские руны, китайский инь-ян, индийский лотос, египетские, иранские, греческие магические знаки. Забавная и легкая беседка в форме пагоды с граммофоном, играющим «Очи черные», символизирует Россию – душевную, самобытную, но и восприимчивую к красотам далеких стран. И, пожалуй, единственный экспонат, акцентирующий внимание на слове «императорские» в названии фестиваля, это масштабные и очень профессиональные «Царские сны» от Эрмитажа...

Праздник дизайна, посвященный садово-парковому искусству стран, через которые проходил когда-то грандиозный торговый маршрут протяженностью 12,8 тыс. километров, не ограничивается цветами и инсталляциями. По словам организаторов, у нынешнего фестиваля «Императорские сады России» беспрецедентно большая культурная программа. Каждый его день посвящен одной из стран, через которую проходил Шелковый путь (5 июня был днем Японии, 6-е – Китая, 7-е – Южной Кореи, затем будут Иран, Индия, Пакистан, страны Средней Азии; 12 июня посвятят, как можно догадаться, России, 13-е и 14-е – народам Кавказа и Италии). Это означает, что петербуржцы получат возможность совершать маленькие путешествия по этому великому пути, не покидая центра города. Они смогут принять участие в чайной церемонии, отведать блюда кухонь разных стран, поучиться на мастер-классах восточным искусствам, посмотреть выступления фольклорных ансамблей, посоревноваться в национальных играх и конкурсах....

«Начиная этот проект восемь лет назад, мы думали о том, чтобы сады Русского музея стали новой площадкой для его деятельности и чтобы наши зрители могли найти здесь для себя что-то интересное», – отметил главный хранитель – заместитель директора ГРМ Иван Карлов.

Судя по всему, «Императорские сады России» уже перешагнули первоначальный замысел, став очень красивой традицией города и еще одной его визитной карточкой на период белых ночей. По статистике, Михайловский сад за десять дней фестиваля посещают не менее 100 тысяч человек. А нынче он резко расширил границы, продемонстрировав свои возможности широкому кругу профессионалов: в эти же дни в Петербурге, как уже знают читатели нашей газеты, впервые в России проводится Всемирный конгресс ландшафтных дизайнеров.

«Заявленная организаторами нынешнего фестиваля тема Великого шелкового пути безумно трудная, но участники справились с нею блистательно, – сказала на церемонии открытия «Императорских садов» президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России Таисия Вольфтруб. – Считаю, что все экспозиции достойны внимания участников Всемирного конгресса ландшафтных дизайнеров».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5474) от 08.06.2015.


Комментарии