Реставратор и Танцовщица

Здесь начинается первая научная реставрация за 120-летнюю историю здания-памятника, ныне принадлежащего СПбГУ. Специалисты КГИОП будут вести архивные исследования одновременно с работами на объекте

Реставратор и Танцовщица | Особняк Кельха, внутренний двор. ФОТО АВТОРА

Особняк Кельха, внутренний двор. ФОТО АВТОРА

Современный вид особняк приобрел в 1896 – 1897 годах после перестройки по проекту Василия Шене, Владимира Чагина и Карла Шмидта. Здание представляет собой сочетание эклектики и модерна, готического замка с классицистическими скульптурами и модерновыми украшениями. За фасадом особняка скрывается небольшая усадьба с двумя внутренними дворами. В первом располагался сад с парадным фасадом конюшни, украшенным беседкой для отдыха. Это один из самых известных образцов петербургской готики. Во втором дворе находились прачечная и другие служебные помещения.

Как сообщил нашей газете сотрудник КГИОП Андрей Смелков, работы начнутся с дворового фасада основного корпуса. Его с нетерпением ждут потрепанные временем горгульи, утрачены мелкие элементы наружного декора на эркере.

Во втором дворе после установки лесов можно будет определить состояние деревянных конструкций на фронтоне. Предположительно, они вырезаны из лиственницы. Не исключено, что дерево придется полностью менять.

Но самая сложная работа ждет реставраторов в первом дворе: необходимо привести в порядок фасад конюшни с балюстрадой из арок, беседку с фонтаном, химерами, гномами и прочей живой и неживой готической природой, а также арку с головой лошади, ведущую во второй двор. Кстати, воду в фонтан не пустят из за сложности его эксплуатации.

Сейчас в беседке находится мраморная скульптура «Танцовщицы» – копия работы Антонио Кановы, сделанная в XIX веке. Она явно не могла тут стоять изначально да еще позади струи воды, бьющей из пасти химеры... Готовя документы для проведения реставрации особняка Кельха, сотрудники КГИОП подняли историко-архивное исследование, проведенное в 1988 году. Так, имеется фотография беседки 1910 года, на ней нет «Танцовщицы». Скульптура появилась там не ранее 1947 года, когда особняк Кельха занимал Дзержинский райком КПСС.

Внутри особняка на парадной лестнице стоят еще две копии с Кановы, напротив них – три пустые ниши. Но «Танцовщица» не подходит туда ни по размерам, ни по композиции. Да и странно было бы выносить скульптуру на улицу, где ей в нашем климате жить очень не просто.

Существует предположение, что до 1917 года «Танцовщица» находилась в Константиновском дворце, но оно не подтверждено документально. Сейчас КГИОП думает, что делать с хрупкой скульптурой. Очевидно, что при реставрации беседки и возвращении ей первоначального вида и назначения скульптура должна «съехать». Вопрос в том – куда? В идеале – в то место, где она первоначально находилась. Но это место надо найти, чем и будут заниматься сотрудники КГИОП, пока идет реставрация дворовых фасадов особняка Кельха.

Как сообщил нам Сергей Макаров, председатель КГИОП, на реставрацию фасадов особняка Кельха выделены 80 млн рублей из городского бюджета. Все работы должны быть завершены в октябре к окончанию реставрационного сезона. В ближайшие дни городские власти издадут документ о предоставлении субсидии петербургскому отделению ВООПИиК на программу «Открытый город» для организации серии экскурсий в памятники, принадлежащие различным ведомствам. Среди 50 адресов особняк Кельха занимает одно из первых мест.



#КГИОП #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (5719) от 09.06.2016.


Комментарии