Пойди найди официанта. Сфера гостеприимства испытывает острый дефицит кадров

По данным Минэкономразвития, к 2030 году в России планируется построить 53 тысячи новых гостиничных номеров. Пока же не хватает сотрудников для обслуживания уже существующих: потребность работодателей отрасли в специалистах в целом по стране сейчас на 30 % выше, чем в допандемийный период. И с приближением высокого сезона она будет расти…

Пойди найди  официанта. Сфера гостеприимства испытывает острый дефицит кадров | ФОТО www.freepik.com

ФОТО www.freepik.com

Значимая отрасль

Система гостеприимства как отрасль экономики сегодня не прос­то перспективна — в ряде российских регионов она уже одна из ведущих. И весома с точки зрения занятости населения: по оценке главы департамента реализации проектов в сфере туристической деятельности Минэкономразвития Владимира Трача, в отрасли заняты до 2,5 млн человек.

Причем она характеризуется как широким спектром профессий (их в системе гостеприимства насчитывают до четырехсот), так и большими колебаниями спроса на персонал — в высокий сезон потребность в рабочей силе увеличивается практически вдвое. «Сейчас в отрасли наблюдается большой дефицит как высококвалифицированных кадров, так и работников со средним образованием и линейного персонала», — резюмирует ситуацию Трач.

В Петербурге, одном из безусловных лидеров российского туризма, проблема стоит еще более остро. По оценке губернатора Александра Беглова, одно рабочее место в отрасли создает до 3,5 мес­та в смежных и открывает широкие возможности для развития малого бизнеса: в сезон с системой гос­теприимства в Северной столице связаны до 600 тысяч человек. Очевидно, что по ходу реализации таких крупных проектов, как «Остров фортов» или «Санкт-Петербург марина», количество новых рабочих мест в ней станет быстро расти: только на новой площадке в Горской их появится до семи тысяч. А где брать рабочие руки, непонятно: по статистике hh.ru, в марте этого года потребность отрасли в персонале по сравнению с тем же периодом 2023‑го выросла в городе на 45 %. И если раньше количество вакансий по отдельным отраслевым профессиям у нас исчислялось сотнями, то сейчас счет идет уже на тысячи.

Кто нужен в первую очередь

В числе самых дефицитных специальностей — повара, официанты и горничные, а также менеджеры по продажам, операторы систем бронирования и работники кадровых служб. Ситуацию отлично иллюстрирует положение дел с горничными. В Петербурге, например, в настоящее время вакантны не менее 1,5 тысячи мест по этой специальности. Причем желающим трудиться в этом качестве, даже не имеющим опыта работы, предлагают самые разные варианты занятости — вплоть до ежедневной выплаты вознаграждения. И подчас — довольно высокую оплату труда.

Например, одна из крупных гостиничных сетей предлагает в Петербурге работу горничной за 70 – 90 тысяч рублей в месяц. А другой работодатель готов платить до 3,5 тысячи за смену. И это, как выясняется, вполне может быть инструментом, годным для решения проблемы с линейным персоналом.

Так, выступая на недавно прошедшем «круглом столе», директор одного из российских гостиничных комплексов Ирина Мельникова сообщила, что «у нас нет оттока линейного персонала, так как мы делаем его зарплату выше, чем у менеджеров». «Благодаря этому текучка кадров среди горничных и других представителей линейного персонала у нас пол­ностью исчезла», — заявила она.

Вместе с тем средний уровень оплаты труда в отрасли остается невысоким — около 37 % соискателей в сфере гостеприимства жалуются на низкие зарплаты. В Петербурге, к примеру, средняя предлагаемая по городу работодателями заработная плата в настоящее время превышает 72,5 тысячи руб­лей, а в системе гостеприимства она как минимум на 20 – 30 % ниже. В результате многие представители «сквозных» профессий (водители, менеджеры, администраторы и пр.) продолжают уходить из отрасли туда, где лучше кормят.

С акцентом на «низы»

По данным статистики, в настоящее время подготовкой специалистов с высшим образованием в сфере гостеприимства в России занимаются 243 вуза, в которых сейчас обучаются около 48 тысяч человек. Только они ежегодно выпускают до 10 тысяч специалистов. Но большинство из них в отрасль так и не приходят…

Основную причину эксперты видят в несовпадении их ожиданий и реальности. К тому же наиболее острый дефицит кадров в отрасли связан не с наличием грамотных управленцев, а с отсутствием нужного числа низовых сотрудников. Как считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов, сейчас гораздо важнее наладить систему профессионального обучения по самым востребованным линейным профессиям. А руководитель Псковского отделения Российского союза туриндустрии Светлана Баранова полагает, что низовой персонал надо привлекать не столько «пряниками» высоких зарплат, сколько дополнительными бонусами. Например, возможностью получения льготной ипотеки или другого жилья — это способно удержать людей там, где они нужны больше.

Еще один вариант — растить своих специалистов. Так, одна из крупных петербургских сетей разработала и применила целую программу прохождения практики для студентов профильных учебных заведений. Поскольку практика оплачиваемая, а при ее успешном прохождении компания гарантирует трудоустройство, она пользуется большим спросом — и тем самым отчасти решается проблема нехватки кадров. При этом другие работодатели отрасли, учитывая дующие на рынке труда «ветры», стали более гибко подходить к формированию рабочего графика и форматов работы сотрудников. Сменный график, частичная занятость, удаленка — в зависимости от профиля все это и многое другое уже используют. Да и требования к кандидатам стали более лояльными: доля вакансий для начинающих специалистов любого возраста, к примеру, выросла в системе гостеприимства за год примерно на 75 %. А в качестве «пряников» теперь активнее используют ДМС (предлагают в 30 % компаний отрасли), доставку сотрудников до места работы (53 %), оплату или компенсацию питания (до 80 %) и мобильной связи (66 %), а также другие бонусы.

wfD26sgmG0Q.jpg


«Дефицит кадров — это проблема всего рынка труда, которая постепенно становится все острее, — считает независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Работодатели, в том числе и в сфере гос­теприимства, решают ее по‑разному. Однако очевидно: если компания испытывает постоянную потребность в персонале, решать проблему надо последовательно. И без хорошо налаженной связи с профильными учебными заведениями, без продуманной системы привлечения и удержания специалистов уже не обойтись».

#персонал #гостиницы #кадры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7640) от 09.04.2024 под заголовком «Пойди найди официанта!».


Комментарии