Поворот на садоводство

Жители Петербурга владеют более 530 тыс. участков в садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ), расположенных как на территории города, так и в Ленинградской области. Учитывая, что дело это семейное, в инфраструктуре СНТ заинтересованы более 2 млн горожан. Внутри таких садоводств насчитывается 5,5 тыс. км внутренних дорог и 200 км подъездных. В каком состоянии они находятся, выясняла корреспондент «СПб ведомостей».

Поворот на садоводство | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

– Наличие нормальной дороги это, пожалуй, главный элемент инфраструктуры для дачников. Есть дорога – будет и жизнь. Каждый дачник может возвести свой домик, но построить дорогу ему не по силам. Раньше об этом заботились предприятия, которые раздавали участки по шесть соток, теперь городу приходится помогать, – рассказал нашей газете начальник городского управления по развитию садоводства и огородничества Андрей Лях.

Целевая программа по поддержке СНТ работает с 2003 года. Субсидии из бюджета Петербурга садоводческие объединения могут получить на несколько целей: реконструкцию и ремонт объектов электро- и водоснабжения, мелиорацию, пожарную безопасность, строительство детских площадок и медицинских пунктов. И, конечно, на ремонт дорог. За эти годы благодаря субсидиям отремонтировано, по данным чиновников, около тысячи километров дорог внутри садоводств.

А вот с подъездными дорогами все намного сложнее и упирается в Бюджетный кодекс. В большинстве своем они находятся на территории другого субъекта Федерации – Ленинградской области. Часто это просто «безхозяйные» дороги. Они числятся какими-нибудь просеками в лесфонде, технологическими проездами предприятий, которых уже и нет. Так что обращаться не к кому. Только если садоводство преодолеет все бюрократические препоны, возьмет эту дорогу в аренду или собственность. Тогда можно обращаться за городскими субсидиями.

В лучшем случае подъездные дороги к СНТ являются муниципальными. Тогда город вынужден с надеждой смотреть на соседа, у которого найдутся деньги эти дороги подлатать. Вложиться в муниципальную казну другого субъекта не положено по закону – будет расценено как нецелевое расходование средств с вытекающими последствиями. «К счастью, часть этих дорог проложена мимо деревень, где Ленинградская область идет навстречу и ремонтирует», – отметил Лях.

Но везет не всем. Вот, например, большой садоводческий массив «Трубников Бор» в Тосненском районе Ленобласти. Коротенькая реплика из соцсетей: «Еще четверть века назад по чьей-то необъяснимой логике на просторах Ленинградской области было найдено место, предельно не подходящее для создания садоводческих хозяйств: буреломный, непролазный лес, абсолютное отсутствие воды (ни реки, ни озера), вместо земли сплошная глина и т. д. Однако люди, воспитанные на постоянных трудностях, бросились валить деревья и выкорчевывать пни под общим лозунгом: «Хоть плохонькое, но свое». Но и этого мало. До Трубникова надо еще и добраться. Едут по Московскому шоссе и немного после поворота на Чудской Бор. А вот от дороги на Чудской Бор до своих садоводств слово «едут» не подходит, а цензурных синонимов нет. От поворота на эту дорогу, «где кончается асфальт», до начала садоводческих участков, где асфальт снова начинается, примерно три с половиной километра. И вот тысячи людей после напряженной трудовой недели, стремясь на свежий воздух, становятся участниками «бури в пустыне». За окном машины плюс 25, внутри – плюс 40, т. к. из-за пыли стекла закрыты, вентилятор выключен. Автомобили словно на вибростенде: видимости нет, фары не помогают, пыль до небес, дышать нечем, пожилые пассажиры глотают нитроглицерин.

Возможно, в ближайшем будущем ситуация с подъездными дорогами в СНТ на территории Ленобласти улучшится. Как рассказал Андрей Лях, координационный совет между «городом» и «деревней» прорабатывает соглашение, которое позволит бюджету Петербурга сотрудничать с муниципальными бюджетами Ленобласти. Если, конечно, у города найдутся деньги.

Садоводству «Белоостров» повезло, оно находится совсем рядом с городом и трассой федерального значения – Выборгским шоссе. Стоит проехать Сертолово, Черную речку, а там и указатель черными буквами на белом фоне «Садоводства». По ПДД, это «начало населенного пункта, в котором действуют требования правил». То есть для ГИБДД такой населенный пункт есть, а вот для Ленинградской области его, по закону, нет, как и других садоводств. Отсюда многие проблемы СНТ; но пока не об этом речь. Пункт действительно вполне населенный. За деревьями не видно, однако по обе стороны дороги располагается территория, сравнимая с микрорайонами Петербурга – 40 садоводств, более 40 тыс. участков.

От шоссе до «Белоострова» съезд в несколько сотен метров.

Ямы на таком коротком отрезке можно залатать и за свой счет. А вот внутри садоводства главная дорога уже покрыта гладким, в прошлом году положенным асфальтом. Это как раз с помощью субсидий из бюджета, 2 миллиона вложили своих, еще столько же получили от управления по развитию садоводства.

«Белоострову» повезло и с председателем. Александр Маскалик по образованию инженер, полтора десятка лет отработал в строительстве, так что подготовить техническую документацию для подачи заявки в управление ему вполне по силам. Но это не самые сложные пункты из пакета документов, которые необходимы. «Прежде всего должно быть решение общего собрания СНТ. А убедить людей непросто. Даже собрать их для кворума – и то проблема», – пояснил Маскалик. На отчетное собрание в прошлом году собирались трижды. И интересы у людей разные. Те, кто приезжает на дорогих иномарках, каждую яму ощущают нутром. Тех, кто добирается общественным транспортом с тележками и рюкзаками, это не особо волнует. Мамы детей, которые гоняют по садоводству на велосипедах, тоже не всегда сторонники дорог, по которым автомобили будут ездить на скорости.

Еще один необходимый для получения субсидий документ – справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности у СНТ по необходимым платежам. Иначе целевые бюджетные субсидии уйдут на погашение налоговых долгов. В 2010 году, когда Александр Маскалик заступил на свой пост, из 400 участков в должниках числились 126. На 1 января нынешнего года – только один. Причем, по словам Маскалика, проще оказалось договориться с «бабушками», они ответственные и дисциплинированные. Сложнее стрясти долги с владельцев участков из нового поколения, хотя для них-то это вполне посильные суммы.

Тем не менее за эти годы удалось, во-первых, поменять две подстанции на более мощные и построить новую. Заменить «воздушку» на СИП – самонесущий изолированный провод. Сделали главную дорогу. В этом году решили приступить к ремонту внутренних дорог на «улицах» или, как они называются в «Белоострове», линиях. Линий таких 16, и понятно, что за один год всего не сделать. Люди, естественно, опять могут начать ворчать: почему я, проживая на 5-й, должен платить за 10-ю? Но с этим председатель справляется. Кстати, на линии, где стоит его дом, самая убитая грунтовка. «Делать будем в последнюю очередь», – такая позиция.

Субсидию из бюджета на внутренние дороги «Белоостров» получил в два с лишним раза меньше, чем просил, – 1 млн рублей. «Спасибо и за это», – считает глава садоводства.

– Мы сейчас в сложном положении. Из бюджета управлению на господдержку выделено 105 миллионов, а заявок – готовых, правильно оформленных – поступило вдвое больше. Но «Белоострову» не могли не дать, они первыми, еще в феврале, сдали полный пакет документов, – пояснил главный специалист управления Виталий Клишин.

И еще один транш из бюджета Петербурга получит «Белоостров» – 1,5 млн рублей на строительство медицинского пункта. Это уже не только для себя, но и для других садоводств поблизости.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (5752) от 27.07.2016.


Комментарии