2Vtzqv4Hz9U

Популярный студенческий фестиваль «Весна на Лоцманской» отметил юбилей

Студенческий фестиваль «Весна на Лоцманской» на протяжении уже семидесяти лет проходит в Корабелке (СПбГМТУ) при полном аншлаге. Не стал исключением и последний, завершившийся недавно. А зародился он в далеком 1954‑м, до оттепели тогда было еще далеко, но приближение ее ощущалось. По крайней мере в студенческой среде Ленинграда.

Популярный студенческий фестиваль «Весна на Лоцманской» отметил юбилей | ФОТО orbtal media on Unsplash

ФОТО orbtal media on Unsplash

Справедливости ради надо признать, что на первую студенческую постановку, предвестницу таких фестивалей, отважились не будущие корабелы. Сделали это студенты ЛЭТИ, без пяти минут инженеры, объединившиеся в группу «Гинряры» (Гиндин, Рябкин и Рыжов). Позже они стали писать для театра Аркадия Райкина и других профессиональных актеров сценарии и скетчи.

Весной 1953‑го поставить на сцене что‑то подобное (музыку написал для них композитор Александр Колкер, тоже учившийся в стенах этого вуза) было просто немыслимо. Спектакль прошел осенью того года, и хотя крупным событием он не стал, влияние на жаждущие перемен молодые умы все же оказал. Пошли круги по воде: идею подхватили другие ленинградские вузы. Прежде всего Корабелка.

Афиша первого спектакля вуза «На Лоцманской» (главный его корпус обосновался на этой улице), увы, не сохранилась. Но известно, что помогал его ставить Игорь Владимиров — будущий главный режиссер и руководитель Театра имени Ленсовета, выпускник Корабелки. А актерскую игру сопровождал студенческий оркестр, где выступал Валерий Саруханов. Да-да, основатель институтского театра «Темп» — известная личность. В будущем профессор, завкафед­рой Института кино и телевидения.

То есть корабелы изначально подняли планку требований высоко. Оригинальностью и остротой их первая постановка не отличалась. Но благодаря свежим ноткам, действовавшим на публику ошеломляюще, она имела громкий успех, отмечает заслуженный работник культуры Анатолий Константинов, заведующий музеем СПбГМТУ.

«Никакой рекламы в ту пору не было: весть о постановке разошлась по «сарафанному радио», — вспоминает он. — Однако просторный зал Дома культуры имени Кирова, находившийся на Васильевском острове, не смог вместить всех желающих ее посмотреть».

Словом, почва для фестиваля была подготовлена. И через два года в Корабелке прошел первый такой конкурс, приуроченный к дню рождения института. Там участвовали и общеинститутские коллективы (выступавшие не на конкурсной основе), и факультетские команды. Причем кроме таланта и юмора ребят члены жюри учитывали их умение оформить зал подобающим образом…

В советское время путь в режиссуру был довольно тернистым. Не сумев с ходу поступить в театральный институт, молодые дарования получали диплом инженера. И чуть ли не во всех технических вузах Ленинграда тогда действовали студенческие театры. Но не очень‑то долго: при Григории Романове, первом секретаре обкома КПСС, усмотревшем тут недопустимый дух вольности, проявление сценического «самиздата», они везде стали закрываться.

Везде, кроме Корабелки, выпускником которой был, кстати, Романов. «Весна на Лоцманской» сохранилась (позже вновь появились другие «Весны»). Посягать на нее никто не посмел, настолько высок был авторитет известного кораблестроителя ректора института Евгения Товстых. А хорошо его знавший Алексей Косыгин, глава советского правительства, был поклонником вузовского кукольного театра Эрнеста Серебренникова, участника фестиваля. Его коллектив был невероятно популярен, блистал на «Голубых огоньках». И в то «невыездное время» смог объездить со своими спектаклями десятки западных стран. Да и другие творческие группы вуза неизменно собирали полные залы. К примеру, театр «Темп», тоже не раз выступавший за рубежом, молодежный ансамбль «Гренада» и театр «Диалог».

«Расцвет этого движения пришелся на 1970‑е годы, — продолжает собеседник. — Попасть на «Весну» корабелов было труднее, чем на премьеру в БДТ. Часть билетов расходилась по вузу, остальные поступали в продажу. Спекулянты их раскупали и перепродавали втридорога. Тем не менее в зале яблоку негде было упасть, и зрители ловили каждую реплику, летевшую со сцены».

Возглавить студенческий коллектив считали за честь и сторонние режиссеры, и преподавали института. Так, профессор Юрий Потехин, ныне профессор, писал пьесы в стихах для кораблестроительного факультета. А продвинутый режиссер Вениамин Свидлер работал со студентами другого факультета. Как и дипломант Всесоюзного конкурса театрализованных представлений Владимир Шабалин, ставший потом завкафед­рой Института культуры.

Постановки эти становились содержательнее и острее. Для них готовили декорации, а костюмы, если спектакль шел не единожды, брали на «Ленфильме» и во «взрослых» театрах. Так, студенческий театр «Диалог», который Анатолий Константинов создал в 1974‑м на инженерно-экономическом факультете, давал представления в родственных вузах других городов.

Увлечение это отражалось порой на успеваемости молодых театралов. Тем более что некоторые из них, мечтая о профессиональной сцене, в отличниках не ходили. Но, с другой стороны, студенты-корабелы прославили свою альма-матер и в этой сфере: творческая жизнь в институте била ключом.

Со временем фестиваль в Корабелке изменился, в духе времени, по форме и содержанию. Хотя и среди нынешних студентов талантов хватает, убеждена Юлия Занина, начальник отдела культурно-массовых мероприятий СПбГМТУ.

В последние годы «Весна» проходит на нескольких площадках (для финального тура институт арендует большие городские залы) и в несколько этапов, собирая представителей всех факультетов вуза. Теперь это нечто среднее между театральным шоу и КВН, скажем так. И формировать студенческие команды удается без труда. Как и 70 лет назад, говорит Юлия, творчество занимает значимое место в жизни будущих корабелов. Такая уж это профессия.


#фестиваль #студенты #корабелы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7661) от 14.05.2024 под заголовком «Семьдесят мгновений «Весны»».


Комментарии