Пока Минерва отдыхает

По утрам в будний день на аллеях Летнего сада немноголюдно.Сад-памятник ухожен и свеж, лишь один его объект скрыт от глаз посетителей строительным забором – Летний дворец Петра I.

Пока Минерва отдыхает  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Для публики он недоступен с начала реставрации Летнего сада. В общий проект дворец не вошел, деньги для него – 891 миллион – выделили позже. Работы в летней резиденции основателя нашего города начались два года назад, а с осени прошлого года застопорились. Причина не в кризисе, из-за которого финансирование сократилось в четыре раза. Шло оформление передачи полномочий по охране объекта от Министерства культуры к КГИОП.

Перед началом завершающего этапа реставрации главный архитектор Русского музея Екатерина Тетерина провела экскурсию по дворцу.

Небольшой – двенадцать комнат, несколько коридоров и подсобных помещений – дворец построен по проекту Доменико Трезини. Его интерьеры были богато украшены по европейской моде: лепнина, живописные плафоны на потолке, деревянные панели, голландские изразцы и ткани на стенах. Здание обогревали печи и камины.

В 1970-е годы дворец пережил комплексную реставрацию. Тогда перебрали деревянную отделку, по образцам петровского времени восстановили полы, ткани на стенах, изменили расстекловку окон.

С возрастом здание-памятник ветшало. Реставраторы XXI века уже многое сделали, чтобы продлить ему жизнь. В некоторых помещениях, когда поднималась вода в Фонтанке, заливало полы. По старой технологии с помощью глиняного замка современными специалистами выполнена гидроизоляция фундаментов. Пришлось заменить оконные заполнения конца ХIХ века – использовать их в дальнейшем было невозможно. Здание получило новую кровлю, отреставрирована стропильная система чердака, усилены перекрытия. «Родные» зданию деревянные конструкции «протезированы».

Для того чтобы температура в помещениях не падала ниже 18 градусов, зимой на первом этаже появятся электрические конвекторы, подводка к которым спрятана в полах. Сохранится и существовавшее до сих пор воздушное отопление. Оборудование для него располагалось в помещении так называемой денщицкой, теперь его переместили на чердак. В освободившемся пространстве планируется видеоцентр для людей с ограниченными возможностями. Тот, кто не сможет подняться по лестнице, увидит экспозицию второго этажа на экране.

Сегодня дворец стоит пустой и «голый». В приемной целлофаном укрыто дубовое панно с резным изображением богини Минервы. В спальне Петра на стене прибор, изготовленный в Дрездене. Он объединяет в себе часы, указатель силы ветра и его направление. Прибор связан с флюгером на крыше. Рядом со спальней любимая императором токарня-кабинет, столовая. В поварне печи, деревянный дубовый прилавок, шкаф – все петровского времени. Можно заглянуть в кладовку для хранения утвари и даже в царский туалет.

Отделка – деревянные панели с росписями – не тронута лишь в Зеленом кабинете. Из-за сокращения финансирования их не стали разбирать, расчистили и промыли детским мылом.

«Родная» зданию деревянная лестница ведет на второй этаж на половину Екатерины. Ее красивая резная балюстрада еще не установлена. По легенде, Петр снял ее с голландского корабля.

Как говорит главный архитектор Русского музея Ирина Тетерина, завершение работ планируется в конце года. В некоторых помещениях предстоит реставрация майолики, впереди и монтаж подлинных живописных плафонов. Пока они находятся в реставрационных мастерских музея. Первоначально плафоны собирались только обеспылить и сделать тоньше слои лака. Из-за частичного осыпания красочного слоя реставрацию пришлось выполнить полностью. Стоимость работ оплачена из федерального бюджета и собственных средств Русского музея.

Ткани, которые входили в отделку 14 помещений, демонтированы. По причине ветхости восстановлению они не подлежат. Поскольку финансирование реставрации дворца в четыре раза сокращено, какими-то работами приходится жертвовать. Решено экономить на тканевом убранстве – обивке стен, ламбрекенах, подзорах... Фоном для экспозиции станет тканевая подложка нейтрального цвета, «подкладка» под отделочные ткани.

О сроках открытия экспозиции в Летнем дворце Петра I, куда войдут произведения XVII – XVIII веков, пока речи нет.

Если к концу года, когда завершится реставрационные работы, поступит финансирование, реставраторы займутся тканевым убранством. По проекту, предполагалось полное его воссоздание по рисункам петровского времени.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (5772) от 24.08.2016.


Комментарии