2Vtzqv4Hz9U

Петербургский краевед рассказывает, как в последнее время изменился облик Выборгской стороны

Облик этой части города стремительно изменился на протяжении последних двух десятков лет. И продолжает меняться на наших глазах. Причем если в свое время, во время промышленного переворота второй половины XIX века, заводы и фабрики вытесняли усадьбы с берегов Невы, то теперь происходит обратный процесс — заводы и фабрики уходят под напором офисной и жилой застройки. Как отмечает краевед Виктор ВАРГАНОВ, процесс этот весьма неоднозначный, ведь есть риск навсегда лишиться уникальной местной атмосферы и промышленного облика Выборгской стороны, который традиционно создавало обилие фабрик, заводов, труб и башен.

Петербургский краевед рассказывает, как в последнее время изменился облик Выборгской стороны | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— И это ведь не единственный исторический промышленный район Петербурга, практически полностью сменивший свой характер? За Обводным каналом происходит примерно такая же история…

— Да, в чем‑то этот процесс общегородской и объективный, в чем‑то — нет… Смена функционального использования земли в черте города — это, в общем‑то, нормально и естественно. Другой вопрос, что все происходит достаточно стихийно и по принципу «кто пришел с деньгами, тот и прав».


Панорама_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Существовавшие здесь предприятия были известны многим как по старым, так и более современным названиям. И все они громкие — «Новый Лесснер», «Русский Дизель», Нобель… В начале нынешнего века одни предприятия окончательно обанкротились, другие сменили свои производственные площадки, как завод имени Климова. Соответственно, появлялись и продолжают появляться свободные места, которые не могут не привлекать застройщиков. Неоспоримым преимуществом являются непосредственная близость от центра города и развитая транспортная инфраструктура.

Именно на Выборгской стороне, между прочим, в процессе реконструкции передвинули исторический дом, чего в нашем городе прежде никогда еще не случалось. Здание близ пересечения Черной речки и Выборгской набережной сместили, чтобы рядом с ним можно было, в соответствии с принятыми нормативами, поставить очередную многоэтажку, причем она будет неизбежно визуально влиять на соседний памятник — деревянную дачу Головина, сохранившуюся на набережной…

— Было бы неплохо, чтобы проекты, появляющиеся на месте промышленных предприятий, имели свое особенное лицо…

— Увы, так происходит не всегда, новые жилые дома производят впечатление достаточно заурядной современной архитектуры, хотя иногда что‑то получается. На мой взгляд, интересный и неожиданно достаточно уместный архитектурный облик у новых жилых домов на улице Александра Матросова между Большим Сампсониевским проспектом и Выборгской набережной.

На территории бывшего завода Климова появилось интересное школьное здание: бывший промышленный цех отреставрировали и передали 104‑й школе. Это добавило кварталу оригинальности, на которую часто застройщики не готовы пойти при возведении новых кварталов с нуля.


Труба_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Со школами здесь вообще непростая ситуация исторически, ведь район был первоначально застроен заводами, в 1950 – 1960‑е годы на Большом Сампсониевском проспекте (тогда Карла Маркса) появилось несколько кварталов жилых домов, и ближайшая школа была не очень близко.

— И нынче проблема в том, что новым кварталам не хватает доставшейся в наследство инфраструктуры?

— Конечно. Еще один момент: недостаток в новых кварталах улиц, которые бы разгрузили транспортную сеть. В лучшем случае появляются узенькие проезды, а между тем семьи, покупающие здесь жилье, имеют порой и не по одному автомобилю. А учитывая сегодняшнюю популярность здорового образа жизни, почему бы, возводя новые кварталы, не предусмотреть в них велосипедные дорожки? Увы, ничего подобного мне обнаружить пока не удалось. Буду приятно удивлен, если ошибаюсь…

— Еще одно большое пятно современной застройки — территория бывшей фабрики имени Микояна.

— Для горожан это знаковое место: многие в детстве, проезжая мимо на трамвае, наслаждались здесь сладкими ароматами. От бывшей кондитерской фабрики сохранили только выходящий на Большой Сампсониевский проспект дореволюционный промышленный корпус. Он невелик: всего 30 – 40 метров в ширину, но отреставрирован очень бережно и тщательно — именно так, как и нужно восстанавливать архитектуру кирпичного стиля.

Примечательно и то, что на территории бывшего предприятия среди новых жилых зданий сохранили очень колоритную заводскую трубу с надписью «1911 год». И даже оставили щелочку в новой застройке, чтобы труба была видна с перекрестка 1‑го Муринского и Большого Сампсониевского проспектов.


Силуэты_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Получился очень неожиданный ракурс, что не может не радовать, и это неплохой пример того, как следует сохранять память о промышленном прошлом. Тогда люди, особенно новые жильцы этих кварталов, будут иметь представление о том, что здесь находилось раньше. И, как бы это пафосно ни звучало, не прервется связь с прошлым, а район был и останется Выборгской стороной.


Мнения

Людмила ЮРКОВСКАЯ, потомственный архивист:

— В этом году ровно пятьдесят лет, как наша семья переехала в «сталинский» дом на углу проспекта Карла Маркса и 1‑го Муринского. Мы перебрались с Васильевского острова и в первую же ночь на новом месте были шокированы страшным шумом, доносившимся с улицы. Под нашими окнами пролегало восемь трамвайных маршрутов, а рядом находился еще и трампарк имени Калинина (теперь Ланской), так что грохот стоял до двух часов ночи, а начинался с четырех часов утра. Напротив нашего дома — достаточно шумная кондитерская фабрика имени Микояна, которая была еще и источником запахов. Причем не только сладких — карамельных, но и специфических, связанных с производством… Теперь шума меньше, но возникли другие проблемы: жилые корпуса, построенные на месте фабрики, закрыли нам солнечный свет. Запахов от фабрики больше нет, зато появился «аромат» от чайханы, разместившейся на первом этаже нашего дома. Трубы ее кухни выходят в наш двор, и неприятный резкий запах всем жильцам очень досаждает.


Мария ТРОФИМОВА, специалист по культурно-досуговой деятельности библиотеки «Батенинская»:

— Перемены в ближайших окрестностях радуют. На улице Александра Матросова в прошлом году положили новое дорожное покрытие, сделали новые пешеходные переходы. Это очень удобно. На первых этажах жилого комплекса на улице Александра Матросова, 22, появилось много магазинов и услуг, полезных и нужных. Продолжают благоустраивать сад Александра Матросова на углу одноименной улицы и Лесного проспекта: сажают новые деревья и кустарники, делают клумбы, красят каждый год скамейки.


Евгений РОСТОВЦЕВ, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета:

— С 1981 года живу в доме на Выборгской набережной возле Строганова сада. Раньше это была тихая, спокойная, парковая окраина. С удовольствием вспоминаю узкую набережную с песчаным пляжем. Недалеко от дома был завод (теперь на его месте жилой комплекс), на который мы, мальчишки, лазали через дырки в заборе. Да, теперь стало удобнее: рядом все, чего раньше не хватало, — магазины, бары, рестораны, заведения сферы услуг. Правда, наш парк нынче превратился в место выгула собак.

Последняя новация: вместо пешеходного мостика через Черную речку построили автомобильный. Будет удобнее, поскольку можно выехать из квартала, когда стоит в пробке вся Выборгская набережная. Однако во дворе машин будет больше. В качестве резюме: район стал престижным и комфортным, но гораздо более шумным. Из заводского он превратился в «спальный» с претензией на «элитность». Проблема — как и везде: увеличилась нагрузка на социальную инфраструктуру — поликлинику, почту. Новых школ тоже пока не появилось.


#выборгская сторона #краевед #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7692) от 27.06.2024 под заголовком «Труба как гений места».


Комментарии