Отправили курьера. Как новый запрет изменит рынок доставки в Петербурге?

Организаторам петербургских сервисов доставки в ближайшее время предстоит поломать голову над решением кадровой задачи. Возникла необходимость в оперативном порядке найти разумную альтернативу трудовым мигрантам, которые уже скоро не смогут работать в качестве курьеров.

Отправили курьера. Как новый запрет изменит рынок доставки в Петербурге? | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

Суть проста: на днях подписано постановление № 60‑пг — оно расширяет перечень видов деятельности, по которым в 2025‑м работодателям Петербурга запрещено привлекать иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов. В перечень теперь включена курьерская доставка. По оценке чиновников, принятое решение позволит не только повысить ка­чество и безопасность услуг, но и освободить рабочие места для российских граждан, прежде всего для молодежи и студентов.

По данным чиновников, иностранцы (точнее — те из них, у кого нет российского гражданства или вида на жительство) составляют незначительную долю от общего числа занятых в сфере доставки, и поэтому данная мера не повлияет на стабильность рынка. Сведения комитета по труду и занятости населения Петербурга говорят о том, что в 2024‑м в городе в качестве курьеров работали около 3,6 тыс. иностранцев. А общую численность таких специалистов в Северной столице оценивают в 13 – 14 тыс. человек.

Впрочем, уже сейчас, по данным одного из специализированных интернет-порталов, в Петербурге вакантны около 1,8 тыс. курьерских мест. Поскольку текучесть кадров в системе доставки весьма высока, а потребность в людях продолжает расти, в целом к началу зимы в Северной столице могут оказаться свободными до 5 тыс. рабочих курь­ер­ских мест.

Заменять трудовых мигрантов предлагается молодыми россиянами. В основном студентами и приезжими с периферии. Правда, тут есть несколько нюансов. Полноразмерно совмещать работу курьера с очным обучением довольно сложно. К тому же эта работа физически тяжелая: мотаться по зимним петербургским улицам в снег и слякоть — то еще удовольствие. А ведь не секрет, что молодые россияне отсутствием хорошего зарплатного аппетита не страдают — и в условиях, когда работодателям сотрудники будут нужны как воздух, смогут диктовать свои условия.

Впрочем, министр транспорта РФ Андрей Никитин допускает, что профессия курьера в ближайшем будущем станет вымирающей и услуги людей в этой сфере будут все менее востребованы. По его мнению, в нашей стране через два-три года начнется активное массовое использование для доставки товаров беспилотных технологий. И в результате роботы-дроны, которые могут трудиться без сна и отдыха за малую толику порции электричества круглые сутки, попросту заменят людей.

И это не пустые слова: Минэкономразвития уже сейчас планирует провести в 36 субъектах России полномасштабный эксперимент по внедрению роботов-курьеров (роверов) для доставки грузов, посылок и почты. Роботы-курьеры появятся в том числе и в Петербурге, эксперимент продлится три года, а довольно габаритные машины общим весом (вместе с грузом) не больше 120 кг будут, как предполагается, двигаться по тротуарам, прилегающим к ним территориям, пешеходным и велодорожкам, а также обочинам и даже внутри зданий.

Читайте также:

«Кирпич» для доставщиков. В Петербурге введут новые ограничения для курьеров на СИМ

Меняют гражданство. Александр Беглов запретил иностранным гражданам работать в такси


#курьеры #кадры #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7970) от 14.08.2025 под заголовком «Отправили курьера».


Комментарии