От А++ до F: зачем на фасадах «лишние» буквы?

В нашем ЖСК объявили очередной дополнительный платеж в рамках самообложения: по 3 рубля с квад­ратного метра в месяц. И так — полгода. Дело, может быть, и копеечное, но и цель какая‑то непонятная.

От А++ до F: зачем на фасадах «лишние» буквы? | ФОТО автора

ФОТО автора

В нашем ЖСК объявили очередной дополнительный платеж в рамках самообложения: по 3 рубля с квад­ратного метра в месяц. И так — полгода. Дело, может быть, и копеечное, но и цель какая‑то непонятная. Мы должны оплатить пакет документов и необходимые расчеты для присвоения нашему дому — пятиэтажке 1958 года — класса энергоэффективности. Спрашивали у председателя, зачем нам это, она сказала: «Так надо!». Что нам с этого будет, она толком пояснить не смогла. Сказала только, что мы должны знать, где у нас утечка тепла. Я попробовала почитать о классах энергоэффективности в Интернете и, к своему стыду, не поняла, каким образом они помогут найти источники утечки тепла в нашем доме.

Валентина К., Московский район

ОТ РЕДАКЦИИ.


Честно говоря, когда граждане спрашивают, зачем домам присваивают класс энергоэффективности и вешают на фасад таблички с латинскими буквами, не знаешь, что и ответить. Ну разве что: мол, этого требует федеральный закон, а еще от этого зависит рейтинг администраций районов.
Ни то ни другое для собственников жилья практического значения не имеет. Вот если бы от латинских букв на стене дома зависели платежи за тепло и электроэнергию… На деле же все наоборот: буквы зависят от платежей. Вернее, от того, в какой степени оборудование дома позволяет экономить энергию и, значит, в теории платить за нее меньше.
В 2016 году, когда в России разрабатывали законодательство об энергосбережении, ожидалось, что класс энергоэффективности жилого здания будет влиять на очередность его ремонта: чем хуже ситуация, тем быстрее подойдет очередь. На деле Фонд капремонта, жилищный комитет и районные власти, верстая программы ремонта очередного года, руководствуются иными критериями, которые, впрочем, естественным образом совпадают с задачей повышения энергоэффективности.
Строго говоря, с решением этой задачи совпадают любые ремонтные работы в доме: от укрепления рам до установки новых узлов учета. Любому ясно, что если хорошенько промазать швы панельки новейшим теплоизолирующим материалом, да еще и заменить гнилую изоляцию труб на чердаке, то дом будет меньше отапливать космос. Так что с обывательской — практической — точки зрения все более-менее просто и понятно.
Но классы энергоэффектив­ности — это высшая математика теплоэнергетики, которую не могут постичь не только собственники жилья, но и многие руководители управляющих компаний. Ведь латинские буквы на домах (D, E, F…) ни о чем подавляющему большинству граждан не говорят. Даже если разъяснить, что буковка D означает нормальную энергоэффективность…
В общих чертах эта «высшая математика» выглядит так. Для каждого типа здания существуют нормативные показатели допустимого расхода энергии на отопление, горячее водоснабжение и вентиляцию. Чтобы вычислить класс энергоэффективности, этот норматив сравнивают с реальным расходом, который определяют по показаниям узлов учета и еще по куче разнообразной фактической цифири. Здания, которые расходуют энергии на 60 % меньше допустимого, получают класс А++, менее норматива на 50 – 60 % — А+. Это два высочайших класса. Возможно, в Петербурге и есть такие дома. Но найти их, увы, не удалось.
Далее: реальный расход на 40 – 50 % меньше допустимого дает основания присвоить зданию класс А — очень высокий; меньше на 30 – 40 % — класс B, просто высокий. Класс С (повышенный) присваивают, если расход энергии на отопление, горячее водоснабжение и вентиляцию на 15 – 30 % меньше норматива. Класс D (нормальный) — от 15 % до 0, то есть до максимально допустимого уровня расхода. Далее следуют низшие классы: Е (пониженный) — от 0 до 25 % превышения норматива, F (низкий) — реальный расход больше нормы на 25 – 50 %. А если больше 50 % — G (очень низкий). Всего девять классов.
Чтобы все это рассчитать, необходима помощь специальных организаций. Разумеется, возмездная. Один пакет документов может стоить и 30, и 50 тысяч руб­лей. И больше.
Готовые документы управляющая компания, ТСЖ или ЖСК подают в Жилищную инспекцию, где их проверяют и присваивают дому класс энергоэффективности. А затем инспекторы контролируют, выполняет ли управляющая компания обязательства по повышению класса, разрабатывает ли планы дальнейшего совершенствования по мере освоения новых технологий в ЖКХ и теплоэнергетике.
В общем, кто желает сложнос­тей на свою голову, тот берется определять, какую букву повесить на фасад. В основном это делают застройщики, которым необходимо показать, что при проектировании и строительстве нового дома были использованы «самые-самые» технологии, которые позволят экономить. Обязаны обзавестись классом административные здания. Остальные — по желанию и по возможности… или по просьбе администрации. Сейчас, по данным ГЖИ, класс энергоэффективнос­ти присвоен в Петербурге менее чем шести тысячам домов. И это за восемь лет действия законодательства об энергосбережении.

Кстати 

Таблички с буквами, символизирующими класс энергоэффективности, очень озаботили градозащитников. Так как зачастую они выглядят заплатками на стенах. Особенно в историческом центре. Примером может стать дом по адресу: Большой проспект Петроградской стороны, 77. На его благородной гранитной стене висит огромная табличка «D». Энергоэффективность, стало быть, в норме, а вот с художественным вкусом, похоже, беда.


#таблички #энергоэффективность #энергоснабжение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7714) от 29.07.2024 под заголовком «От А++ до F».


Комментарии