На маршрутке с «Подорожником»

На остановке, прежде чем войти, женщина спрашивает у водителя: «Подорожник» принимаете?». В ответ слышится что-то невнятное.

На маршрутке с «Подорожником»  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Она заходит в салон маршрутки с большой сумкой, садится рядом со мной. Говорит как бы сама себе:

– Я так и не поняла, принимает он «Подорожник» или нет?

Уже во время движения подходит к водителю, протягивает электронный билет. Тот с явной неохотой отмечает «Подорожник» валидатором, кладет его на место, прикрывая газетой.

Пока едем, я просвещаю женщину, что ничего спрашивать не надо. По распоряжению комитета по транспорту проезд в маршрутке, как и в социальном автобусе, можно оплачивать «Подорожником». А если водитель ссылается, что прибора нет или он не исправен – это его проблемы, пассажир вправе ехать бесплатно.

– Да знаю я эти правила! – отмахивается женщина. – Только и слышишь: имеете право, жалуйтесь. Я как-то звонила на «горячую линию» «Питеравто». Хотела пожаловаться, что водитель во время движения болтает по мобильнику. Вышла на кольце, записала номер машины. Но невозможно дозвониться! Бесконечно предупреждают, что в целях безопасности все звонки записываются, потом музыка и опять предупреждение и музыка. Лучше бы трубку кто-нибудь снял. А за «бесплатный» проезд с «Подорожником» меня уже из маршрутки высаживали. Нет, без применения силы. Водитель просто говорит: пока гражданка не заплатит, дальше не поедем. Пришлось оплатить наличными.

...Обычная история. Оплату «Подорожником» в маршрутках ввели летом 2012 года. На первых порах сопротивление новшеству было повсеместным. Читатели называли целые маршруты, где водители требовали только наличный расчет, ссылаясь на отсутствие или поломку валидаторов. Известны случаи, когда водители внаглую пассажира обманывали. Прикладывали валидатор к электронному билету и говорили, что на карте денег нет. Пассажир клялся, что такого не может быть! На трамвае ехал – деньги были, в маршрутку сел – карта оказалась пустая. Попавшие под «разводку» скандалили, но чаще платили наличными – ехать-то надо.

Сейчас такие нарушения встречаются реже, но «Подорожник» водители принимают у пассажира без энтузиазма, хотя руководители компаний-перевозчиков неоднократно публично объясняли, что на зарплате водителей оплата электронным билетом никак не отражается. Может, и так, но «живые» деньги, согласитесь, легче прикарманить.

Пассажир тоже не промах. Если он регулярно пользуется определенным маршрутом и уверен, что у водителя нет валидатора, то спокойно можно предъявить не заряженный деньгами «Подорожник» и проехать бесплатно. Есть еще один способ прокатиться в коммерческом транспорте задарма, хорошо известный молодым людям. Он используется при посадке на конечной остановке, если там скопилась очередь. Надо в числе первых протиснуться в салон и затеряться среди пассажиров, которые в это время толпятся у кабины водителя, оплачивая проезд.

А как же, спросите, контролеры? А вы когда-нибудь видели их в маршрутке?

Контрольной службе нечего делать в салоне, где водитель при оплате не выдает билеты. Да, в кабине висит билетный рулончик, пассажир может оторвать билет самостоятельно. Но почти никто не отрывает, за что никакого наказания не предусмотрено.

И грядущее увеличение штрафных санкций за безбилетный проезд с 500 рублей до 1000 в общественном транспорте, уже получившее одобрение губернатора, пассажиров маршруток не коснется. Внутренняя контрольная служба, сотрудники которой инкогнито ездят в маршрутках, инспектирует разве что работу водителей.

Впрочем, по всем вопросам, связанным с нарушениями в маршрутках, гражданам предлагают обращаться на «горячую линию» ГУП «Организатор перевозок» по телефону 576-55-55. Оставить жалобу можно и на сайте предприятия. В ней надо указать номер маршрута, госномер транспортного средства и фамилию водителя.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (5561) от 08.10.2015.


Комментарии