2Vtzqv4Hz9U

Международный Петровский конгресс начался с известия об уникальной находке

XVI Международный Петровский конгресс начался с известия об уникальной находке, которую гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал подарком на открытие форума. На паникадиле, сделанном руками Петра Великого на олонецких Марциальных водах, реставраторы Эрмитажа обнаружили собственноручный автограф царя-реформатора.

Международный Петровский конгресс начался с известия об уникальной находке | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Он гласит: «Сие приносится в знак благодарения Господу Богу за целебные воды. Сделано при оных марта в 14‑й день 1724 года». И подпись: «Петр», — рассказал заведующий сектором «Зимний дворец Петра I» Сергей Нилов. — Надпись была нанесена буквально за день до выезда Петра с курорта в Москву — на коронацию свой жены Екатерины. Реставраторы сделали эту находку, готовя экспонаты для выставки «Екатерина I — продолжательница дел Петра Великого», которая будет развернута в центре «Эрмитаж — Урал» в Екатеринбурге.

Тон конгрессу, посвященному 320‑летию нашего города, задал программный доклад «Санкт-Петербург в истории и судьбе России», с которым выступил научный руководитель Института Петра Великого Евгений Анисимов.

Казалось бы, здравый смысл должен был подсказать Петру, что цена его парадиза слишком высока. Недаром еще историк Николай Карамзин замечал, что Петербург — «блестящая ошибка» Петра… Но первый российский император был государственным мечтателем. Здесь, на берегах Невы, совпали очень многие его давние стремления и замыслы, и он не был намерен отступать, — заметил ученый.

Результаты своих трудов царь желал видеть немедленно. Известно, что он не хотел ждать, когда в том же Летнем саду вырастут деревья. Поэтому со всей России сюда привозили взрослые растения, в том числе такие, каких здесь, на невских берегах, раньше никогда не видели. И самодержцу удалось победить даже природу!

При Петре II столица ненадолго вернулась в Москву, и тут сразу же выявилась черта нашего города: он был рожден и мог существовать только как столица, без этого статуса город начинал прозябать, как будто бы покрывался пылью, — отметил Анисимов.

И еще одна важная мысль: Петербург, основанный по европейскому образцу, остался русским городом по своей сути. Это ярко выразил поэт Александр Городницкий: «Не первый век и не последний год // Среди пастушек мраморных и граций // Здесь русская трагедия идет // На фоне европейских декораций»…

Кроме Петра еще одним «персонажем» нынешнего конгресса стал его ближайший сподвижник Александр Меншиков. По словам Олега Мухина, заведующего кафедрой Томского государственного педагогического университета, Меншиков, обладавший ярким талантом управленца, был «дельцом» государственного масштаба, проводником и исполнителем воли царя. Петр прощал ему то, что не прощал другим. В том числе и потому, что Меншиков играл при Петре роль «громоотвода» — во время вспышек царственного гнева он обладал редкой способностью успокаивать государя. И, более того, воспринимал подобное положение как должное, недаром даже именовал себя «нижайший раб Александр Меншиков».

Казалось бы, масштабная личность заслуживает столь же масштабной иконографии. А на самом деле известно не так много прижизненных изображений Меншикова, и нет никакой гарантии, что его портреты написаны с натуры. В документах отсутствуют свидетельства о том, что он специально позировал для живописцев, — рассказывает Людмила Маркина, заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи. — Да и современники оставили не слишком много словесных описаний Александра Даниловича. Поэтому считать его имеющиеся изображения достоверными можно весьма условно…

Всего на конгрессе в нескольких секциях прозвучало более девяноста докладов. Вот лишь некоторые их названия: «Нарва как предтеча и главный конкурент Санкт-Петербурга», «Первые жители Петербургского острова по переписи 1717 года», «Ярославцы в новой столице», «Новые перспективы петровской мифологии»… По традиции, материалы будут опубликованы к следующему форуму. А нынче участники смогли получить сборник публикаций предыдущего конгресса — «Личность Петра Великого на фоне эпохи».


#Петр I #Эрмитаж #реставраторы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (7434) от 13.06.2023 под заголовком «Русский город по европейскому образу».


Комментарии