Манеж по «Циркулю»

В воскресенье после капитальной четырехлетней реконструкции выставкой «Избранное» российских художников – участников Венецианской биеннале открывается главное художественное пространство Петербурга – центральный выставочный зал «Манеж».

Манеж по «Циркулю» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Накануне речей, ленточек и прочих приятных вещей Павел Пригара, директор «Манежа», провел для нас экскурсию по обновленному залу.

«Покажу вам находку, сделанную мной прошлой осенью, когда я пришел сюда на работу», – начал директор. «Неужели нашли закладной камень с автографом Кваренги?» – «Нет, но чугунная винтовая лестница явно относится к временам верховой езды».

Здание манежа было построено в 1804 – 1807 годах по проекту Джакомо Кваренги для квартировавшего здесь Конногвардейского полка. Чугунная лестница вела наверх, на уровень нынешнего второго этажа, где размещалась царская ложа.

Лестница была замурована не так давно, часть перил заменена сварными конструкциями. Сейчас лестница очищена, со временем она станет доступна для осмотра: в соседнем помещении разместится небольшая библиотека из книг, собранных «Манежем» за годы существования в нем центрального выставочного зала.

ЦВЗ открылся в 1977 году выставкой «Искусство принадлежит народу», посвященной 60-летию СССР. До этого в бывшем конногвардейском манеже был склад, потом гараж НКВД и Ленгорисполкома. Впрочем, в архивах найдена фотография Международной пожарной выставки, датированная маем 1912 года. Так что выставочная история здания насчитывает более 100 лет.

На вопрос, можно ли вернуть зданию облик «на Кваренги», директор Пригара отвечает отрицательно. Тогда придется разобрать не только второй этаж, но и все служебные помещения. В таком виде здание невозможно эксплуатировать по современным требованиям.

По мнению Павла Пригары, в здании произошли огромные изменения. Установлены новые системы вентиляции, электро- и водоснабжения. Четыре серверные установки позволяют создать мультимедийную среду, отдельные звуковые пространства и сложные световые решения, а также обеспечивают работу современных систем безопасности – как для посетителей, так и для произведений. В зале будут установлены сиденья с возможностью зарядить телефон, подключиться к Интернету, получить информацию о произведении и всей выставке.

Новая архитектурная концепция внутреннего пространства в строгой черно-белой гамме создана Александром Кривенцовым, руководителем архитектурной мастерской «Циркуль», победившей в экспресс-конкурсе в сентябре 2015 года. Выставочные площади увеличены с 4 до 4,5 тыс. метров за счет отказа от двух больших лифтов, которые предполагалось установить от цокольного до второго этажа. Лифт помещен в тыльную часть зала. Для маломобильных посетителей также смонтирован подъемник для спуска в цокольный этаж.

Раскрыты все потолочные пространства, прежде заделанные гипроком. Это увеличивает визуально объем зала и дает возможность в любой точке подключать мультимедийное оборудование, свет и звук.

Лестницы с легкими перилами освобождены от массивного бетона с мраморной обшивкой – это сделано во имя прозрачности всего зала и экономии. Дороже было бы заменять на новую обветшавшую мраморную обшивку. Предварительно были изготовлены четыре образца парапетов на втором этаже, и только последний был принят, как самый простой по стилистике.

Окна на обоих этажах снабжены ставнями из ЛВЛ-бруса – он имеет хорошие характеристики по пожарной безопасности, влагостойкости и прочности. Ставни могут быть наглухо закрыты, чтобы обеспечить полную темноту для световых эффектов. Позднее появится так называемый блэкаут. Это совсем не то, что вы подумали, а штора, которая может полностью закрыть фонарь от естественного света.

В том же минималистичном дизайне полностью преобразована служебная зона. Она устроена по принципу открытого пространства с минимумом мебели, но с небольшим конференц-залом.

Двор позади «Манежа» будет благоустроен в течение нынешнего теплого сезона. Там появится гранитное мощение и атриум, предназначенный для разной активности – выставки, театральные постановки, концерты, а в остальное время – место для отдыха горожан.

Навсегда ушли в прошлое тяжелые, как слоны, стенды ЦВЗ, обшитые рогожей. Для каждого проекта выставочное оборудование будет свое. «Манеж» счел покупку постоянного оборудования слишком затратной. К тому же оно ограничивает свободу кураторов и художников.

Общая стоимость реконструкции «Манежа» составила около 800 млн рублей.

Теперь центральный выставочный зал начинается не с кассы, а с гардероба. Он рассчитан на 1800 человек – это нормативная емкость «Манежа», под нее рассчитаны все доступные для посетителей зоны, в том числе туалеты.

Не покупая билет, можно войти в зал, ознакомиться с пространством, спуститься в кафе с книжным магазином и сувенирной лавкой. Потом принять решение, пойти ли на выставку. Цокольный этаж в часы работы «Манежа» становится общедоступным городским пространством, там можно назначить встречу.

...После нашей экскурсии разговор зашел о выставочной политике. Недавно был определен состав попечительского совета «Манежа», который будет обсуждать выставочный план. В совет вошли директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор ГМИИ Марина Лошак, директор Русского музея Владимир Гусев, директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. 16 июня председателем совета избран ректор Академии художеств Семен Михайловский.

По словам Павла Пригары, часть выставок будет заказываться городом и создаваться «Манежем», часть будет приглашаться. Зал надеется на сотрудничество с крупными музеями.

Осенью мы увидим проект «Лексус гибрид-арт», показывающий лучших мировых мультимедийных художников. Готовится проект с московскими галереями. Есть идея показать современное греческое искусство, на Новый год планируется проект с условным названием «Итальянское Рождество», чтобы дать возможность гостям «Манежа» окунуться в атмосферу праздника.

В 2017 году «Манеж» готовит большой проект, посвященный столетию русских революций. Есть договоренность с Ольгой Свибловой показать большую выставку, посвященную 20-летию ее Московского дома фотографии. Семен Михайловский работает над тем, чтобы привезти большую выставку современных китайских художников.

2016 год станет тестовым для зала на все виды активности – от научной конференции во время Петербургского культурного форума и открытых лекций до кукольных спектаклей, других театральных проектов и концертов.

«Наши амбиции – стать залом международного уровня. Сейчас многие выставочные проекты изначально задумываются как гастролирующие, предназначенные для показа в разных городах и странах. Наша задача, чтобы самые интересные попали сюда, чтобы крупные кураторы и международные институции воспринимали петербургский «Манеж» как часть своей выставочной программы. Наше пространство и техническая оснащенность это позволяют», – заявляет свое кредо директор «Манежа».

Что касается «Избранного», то выставка объединила 84 произведения 39 художников из музеев, галерей и частных собраний. Они участвовали в Венецианской биеннале в последние 25 лет.

Имена петербургским любителям искусства хорошо известны – Илья Кабаков, Гриша Брускин, Дмитрий Гутов, группа АЕС, но большинство произведений в Петербурге не выставлялось. В аванзале показаны символы советской эпохи – «Космонавт» Олега Кулика и «Рабочий и колхозница» Юрия Аввакумова. Художники размышляют о символах советской эпохи, откуда родом ЦВЗ «Манеж».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (5729) от 24.06.2016.


Комментарии