Кто прошел через рамку
Взрыв в метро вчера потряс Петербург. Днем, около 14.40, ударная волна разнесла вагон поезда на синей ветке на перегоне «Сенная площадь» - «Технологический институт». К несчастью, чрезвычайное происшествие привело к многочисленным жертвам.
Вчера у станции метро «Технологический институт». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Для спасения людей власти города создали оперативный штаб по оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий катастрофы. Была организована эвакуация людей, закрыли на вход и выход 10 станций синей ветки, а потом и весь метрополитен. В первые часы после ЧП следственные органы заявили о том, что рассматриваются все версии - от теракта до бытового происшествия. Позднее было заявлено определенно: взрыв признан терактом.
По трагическому совпадению, именно с начала этого года в ГУП «Петербургский метрополитен» объявили, что они полностью, на всех станциях, включают в действие рамки металло- и взрывоискателей, и каждый пассажир теперь обязан через них проходить. Как мы теперь понимаем, эта мера не помогла предотвратить катастрофу. И надо разобраться, почему? Ведь именно эти рамки, за которые заплачено из бюджета города, то есть петербуржцами, десятки миллионов рублей, должны были обезопасить проезд пассажиров подземки.
Следственным органам предстоит выяснить, насколько эффективны металлоискатели, установленные на входах станций петербургского метро. Поставку оборудования для него по заказу городского комитета по транспорту осуществляла московская фирма ЗАО «Современные наукоемкие технологии» (ЗАО «СНТ»). Согласно поисковику «Картотека.ру», генеральный директор и соучредитель ЗАО - Дмитрий Басов, внесший в 2007 году 5 тысяч рублей уставного капитала. Другой соучредитель фирмы - Александр Житов, который пополнил уставной вклад на те же 5 тысяч рублей.
Контракт на поставку 325 металлоискателей был заключен в 2015 году на сумму 59 миллионов 556 тысяч рублей. На выбор исполнителя заказа петербургскими чиновниками следственные органы тоже обязаны будут обратить внимание. До этого ЗАО «СНТ» уже поставляло аналогичное оборудование для нижегородской подземки, и к детекторам были претензии в связи с тем, что они, как следует из материалов арбитражного суда, «неверно указывают зоны проноса тест-объекта, происходят ложные срабатывания».
Тем не менее уже в начале 2016 года на всех 67 станциях петербургского метро появились рамки, через которые должны были проходить все пассажиры подземки. Ключевое слово здесь «должны». На самом деле, хотя на некоторых станциях металлодетекторы даже сверкали зелеными огоньками, большинство пассажиров совершенно свободно обходили установленное оборудование.
После нескольких месяцев подобной эксплуатации при встрече на одном из совещаний с генеральным директором ГУП «Петербургский метрополитен» Владимиром Гарюгиным автор этих строк поинтересовался, почему же не работает установленное оборудование. Начальник метрополитена заявил что-то об опытной эксплуатации, по сути, отмахнулся от журналиста как от назойливой мухи. Видимо, такой вопрос ему задавали уже не первый раз.
Во второй половине 2016 года наша газета еще раз обратилась в метрополитен с просьбой прокомментировать, почему не используются в должной мере установленные металлодетекторы. Ответ был, что оборудование работает, но проверяют пассажиров пока выборочно работники службы безопасности метро.
И вот с начала 2017-го проходить через рамки вроде бы обязали практически всех пассажиров. Тем не менее и до вчерашнего дня на ряде станций их можно было свободно обойти. Хотя на большинстве станций поток пассажиров двигался уже через детекторы. Но как-то не приходилось замечать, чтобы людей, проходящих через детекторы, останавливали, лично мне не довелось этого заметить ни разу. Неужели никто не провозит в метро, скажем, садовое оборудование или просто кухонные ножи?
Вместе с тем у каждого комплекта металлоискателей при входе в метро оборудована калитка для прохода людей с кардиостимуляторами (КС), сердечникам с этими приборами контакт с рамками металлоискателей противопоказан. Приходится обходить их и мне, как человеку с КС под кожей. При этом ни разу никто не поинтересовался, есть ли у меня специальная карта, которую обязан показывать в этих случаях пациент с КС. Верили на слово, что для обеспечения безопасности, наверное, не лучший вариант. И никто не проводил ручного досмотра вещей, как положено это делать в подобных случаях.
Рассказ обо всех этих нюансах работы станций метро, разумеется, не «поиски ведьм». Даже если взрывное устройство было пронесено каким-то другим способом, нужно думать уже, как в будущем обеспечить безопасность пассажиров. И вопрос об эффективности установки и эксплуатации оборудования, на покупку которого сделаны многомиллионные затраты из кармана петербуржцев, в дальнейшем станет еще более актуален.
Конечно, пронос террористического взрывного устройства или чего-то бытового, но тоже взрывного через металлоискатели на входе станций лишь одна из версий, хотя и крайне актуальная. Руководству ГУП «Петербургский метрополитен» и силовых структур, обеспечивающих безопасность пассажиров подземки, придется подумать и о том, как предотвращать несанкционированные проходы в тоннели метро, что еще случаются.
И о том, как обеспечивается безопасность поездов подземки при их ремонтах и при отстое в подземных депо. Это еще одна тема, которой тоже интересовалась наша газета. Но на все вопросы, обращенные к ГУП «Петербургский метрополитен», нам отвечали: «Все, что связано с обеспечением безопасности метро, мы не комментируем». Отметим: подобная закрытость еще никогда не повышала уровень безопасности. Скорее, наоборот.
Комментарии