2Vtzqv4Hz9U

Круизы ставят рекорды. Специалисты подвели предварительные итоги речной навигации

Хотя до полного закрытия речной круизной навигации в России еще около месяца, активность в отрасли постепенно снижается. Пассажиров становится меньше, теплоходы совершают заключительные рейсы и постепенно уходят в затоны, а специалисты подводят предварительные итоги сезона.

Круизы ставят рекорды. Специалисты подвели предварительные итоги речной навигации  | ФОТО Владимира ГЕРДО/ТАСС

ФОТО Владимира ГЕРДО/ТАСС

Они, безусловно, успешны. Ведь еще в середине лета прогноз ­Росморречфлота говорил о том, что в 2024‑м в речных круизах по России побывают 520 тыс. человек — на 20 % больше, чем годом ранее. Однако к концу сентября цифры существенно изменились в большую сторону — к финишу нынешней навигации поток речных круизных пассажиров может достичь небывалого ранее уровня 750 тыс. человек. А заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов с удовлетворением отмечает, что в последние годы количество «водоплавающих» туристов в стране ежегодно растет на 15 – 20 %.

Так же оценивают итоги сезона организаторы круизов и владельцы теплоходов. Например, руководитель одной из компаний Алексей Расстегаев отмечает, что большой рост интереса к речным круизам в последние годы виден нево­оруженным глазом, а «количество туристов все время увеличивается». «Мы считали, что удачным был предыдущий сезон, но в нынешнем году показатели еще выше», — резюмирует он. А его коллега Андрей Михайловский подчеркивает, что рост численности пассажиров в круизах объясняется вовсе не увеличением количества теплоходов, а их большей заполняемостью и расширением как ­географии водных туров, так и «крыльев» сезона.

Да, в навигацию этого года на реки России вывели все, что может соответствовать спросу, — под сотню судов самого разного уровня. Однако принципиально больше их не стало. А вот предложения для туристов и сезон расширились.

Конечно, по‑прежнему наиболее популярны круизы между Москвой и Петербургом. «Ближние» водные туры около столиц. И путешествия по Волге-матушке, стартующие в разных регионах. Однако пассажиры круизов, среди которых немало завсегдатаев, все чаще выбирают новые маршруты. Например, круизы по Каме из Перми. Туры по Байкалу. Маршруты по Енисею и Оби. Или круизы-половинки, во время которых человек отправляется из Москвы в Астрахань на теплоходе, а обратно возвращается самолетом. «Все это делается для того, чтобы максимально расширить для туриста возможность выбора, — поясняет Алексей Расстегаев. — Поэтому даже те, кто уже побывал в стандартных круизах, стараются пойти по новым маршрутам».

Что касается расширения «крыльев» сезона, то здесь организаторам круизов помогает погода: в большей части российских регионов даже осенью нынче она оказалась вполне комфортной. И в результате считавшиеся низким сезоном периоды май — начало июня и сентябрь-октябрь оказались на волне высокого спроса. Более того: масса желающих переждали период летней жары и решили отправиться в водное путешествие как раз осенью. Причем это касается не только южных регионов страны в низовьях Волги, но даже северных, включая Петербург.

Эксперты отмечают: туристы стали более мобильны и все охотнее отправляются в круизы не из своих, а из других городов. Они все чаще едут в такие путешествия вместе с детьми, оформляя и приобретая поездки через систему онлайн-продаж. А спросом все больше пользуются тематические туры — вплоть до своеобразного «пионерлагеря для взрослых», перемещающегося по водной глади.

Почему так высок спрос на речные круизы? Сами туристы говорят, что это происходит в основном из‑за комфортности путешествий. Разместился в каюте — и получай удовольствия без остановки! Качественное питание. Наличие всех удобств. Хорошая и интересная экскурсионная программа. «А самое главное — калейдоскоп впечатлений, поскольку почти каждый день ты просыпаешься в другом месте, — делится эмоциями одна из пассажирок. — Речной круиз — это удобно и современно!». Правда, за удовольствие, как известно, приходится платить.

Разница для новичка и завсегдатая, весной и осенью, а также в классе судна, конечно, есть. Если приобретать круиз осенью на весну, можно сэкономить 15 – 20 % цены. Если брать тур на новом теплоходе — придется платить больше. Если отказаться от пары-тройки услуг, можно сделать тур дешевле. Но… Средний чек на круизных теплоходах экономкласса составляет от 6 тысяч рублей на человека в сутки: в эту сумму входят трехразовое питание, размещение, экскурсионное обслуживание и развлекательные программы.

На теплоходах более высоких категорий сутки обойдутся уже в 10 – 15 тысяч. А в самых дорогих круизах — и в 25 тыс. рублей...

Что касается новинок флота, то в навигацию 2025 года их в России на рынке речных круизов ожидается несколько. То, что в этом есть необходимость, не обсуждается. И, увы, как считает Светлана Гончарова, директор по развитию круизного туроператора, «строительство новых теплоходов не успевает за ростом спроса на речные круизы». В настоящее время общая пассажировместимость круизного флота в РФ составляет примерно 20 тыс. мест, а средний возраст судов приближается к… 50 годам. Фактически на реках работают всего три теп­лохода, построенных с нуля, — «Мустай Карим», «Аурум» и «Золотое кольцо». Как недавно заявил заместитель руководителя Рос­морречфлота Константин Анисимов, в навигацию-2025 на реки России планируется вывести 102 теплохода, а в ближайшие два года сдадут в эксплуатацию как минимум восемь новых судов. Причем первый из теплоходов проекта «Карелия», «Николай Жарков», начнет возить туристов с августа 2025‑го. И хотя этот теплоход еще строится, около 40 % круизов на нем уже продано…

Читайте также:

Увидеть старое по‑новому. Горожан приглашают путешествовать… в Петербург

В круизы по рекам и каналам России в этом году отправились более 500 тыс. человек


#навигация #реки #итоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (7768) от 11.10.2024 под заголовком «Круизы ставят рекорды».


Комментарии