Хорошо плывем! Навигация-2022 в Петербурге может достичь былых результатов

Впервые за последние три года организаторы водных прогулок по Петербургу и его окрестностям получили шанс достичь допандемийных показателей по количеству перевезенных пассажиров и прочим цифрам, характеризующим это направление туризма. Однако специалисты не забывают добавлять к вероятным достижениям слово «если».

Хорошо плывем! Навигация-2022 в Петербурге может достичь былых результатов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Но сначала об ориентирах. За последнее десятилетие безусловным лидером по объемам перевезенных во время водных прогулок пассажиров является год чемпионата мира по футболу, 2018‑й, когда услугами профильных компаний воспользовались без малого 3 млн человек. В 2019‑м навигация тоже была достаточно удачной — в общей сложности судовладельцы Петербурга перевезли около 2,6 млн пассажиров. А затем случился пандемийный провал: 2020‑й оказался худшим за 12 лет, поскольку за 141 день навигации в Северной столице были перевезены лишь 1,1 млн человек — это 41 % от уровня 2019 года. И хотя затем начался рост, по итогам прошлого года с трудом удалось приблизиться к показателю 2 млн пассажиров.

Цифры, конечно, объяснимы. Во-первых, с началом пандемии Петербург фактически лишился потока туристов из‑за границы. И если в 2018‑м на водные прогулки по городу на Неве с удовольствием отправлялись жители Бразилии, Египта, Марокко, Ирана, Германии, Дании, Аргентины и Мексики (в 2019‑м были даже отдельные «китайские» утренние рейсы), то с началом навигации 2020 года Северная столица потеряла не менее 25 – 30 % «водоплавающих» гостей из‑за кордона. Во-вторых, в 2020‑м сама навигация из‑за запретов оказалась на 75 дней (то есть на треть) меньше аналогичной в 2019 году.

Что нынче? Картину легко увидеть на любом мосту через Фонтанку. В один из минувших выходных я так и сделал. И всего за 10 минут насчитал больше 50 теп­лоходов, катеров и прочих судов, которые прошли под мостом. Речная вода буквально кишит пассажирскими судами, в которых сидят довольные отдыхом туристы. Более того: если еще в середине мая или в начале июня теплоходы подчас выходили на маршрут полупустыми, то сейчас все они загружены под завязку.

«Что тут говорить — сами видите: едва успеваем выполнять рейс за рейсом, — довольно улыбается один из капитанов. — Спрос пассажиров есть и днем, и ночью — просто ажиотаж какой‑то!»

Участники рынка речных водных прогулок отмечают: удачному ходу навигации 2022 года способствуют сразу два очень важных для речников фактора. Первый — отмена всех действовавших ранее ковидных ограничений, изрядно подпортивших картину последних двух лет. К радости речников, нынче их нет ни по уровню заполняе­мости судов, ни по профилю организации прогулок, ни по другим параметрам — фактически все вернулось к нормам 2019 года. Более того: в этом году крайне мало и запретов по организации маршрутов, поскольку для прохода судов открыты все значимые водные артерии, включая такие неглубокие петербургские каналы, как Ново-Адмиралтейский или Крюков.

Катера2_С на 2 стр..jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Не случайно впервые за последние годы в 2022‑м появились и новые маршруты. Например, «Виват Петербург!», который за полтора часа позволяет увидеть сразу все «старые» и «новые» достопримечательности Северной столицы на пути между крейсером «Аврора» и модным общественным пространством «Новая Голландия». А поскольку работает он по востребованной среди туристов системе hop-on hop-off с неограниченным числом поездок, позволяет пересесть на автобусный маршрут City Sightseeing и открыть для себя город не только с воды, заслуженно пользуется популярностью.

Есть и другие новинки. Например, новая программа «Метеор в Стрельну» продолжительнос­тью 4,5 часа, благодаря которой ее участники быстро «долетают» до пригорода Петербурга и участвуют в большой экскурсии по парку и Константиновскому дворцу, а также получают обед в ресторане. Чем не вариант провести день с удовольствием? Всего же желающим предлагают больше ста вариантов отдыха на воде — от коротких трансферов до длинных, почти на весь день, содержательных туров.

Второй важный фактор, способствующий успеху навигации, — хорошая погода. Водные прогулки в Петербурге стартовали еще в середине апреля, однако за исключением разве что майских праздников до недавнего времени погода путешественников не радовала. Сумрачно, плюс 10 – 15… Зато в последние пару недель жаловаться грех — солнце жарит нещадно, на небе ни облачка, поэтому с ветерком прокатиться по рекам и каналам — самое то.

Однако если правила, связанные с ковидными ограничениями, вряд ли откатятся к прошлогодним нормам, то погода может и измениться.

Впрочем, основания для оптимизма речников в этом году связаны не только с отсутствием былых ограничений и хорошей погодой. «Изменилась структура потока туристов, — отмечает генеральный директор ГК «Астра Марин» Андрей Кузнецов. — Если раньше была высока доля иностранцев, то сейчас она упала до минимума в несколько процентов. Зато гораздо активнее стали отправляться в водные прогулки по городу и его окрестностям сами петербуржцы, а количество других россиян (в первую очередь москвичей) среди клиентов значительно возросло». Что и позволяет надеяться на лучшее. Поддерживают это мнение и глава «Нева Тревел компани» Юрий Набатов, и руководитель Ассоциации владельцев пассажирских судов (АВПС, в нее входят «Аква-экскурс», «Смольнинское пароходство» и т. д.) Владимир Родионов.

Первый из них отмечает, что растет интерес пассажиров не просто к прогулкам, а к турам со смыслом. Например, к «музыкальным» экскурсиям, во время которых можно послушать живой джаз или отдельно саксофон. К тематическим поездкам — таким, в частности, как «Уходим на закат». Или к турам и трансферам, ориентированным на посещение модных общественных пространств «Новой туристской географии» и завязанным на «Севкабель Порт», в частности. «Запросы потенциальных пассажиров стали гораздо более разнообразны, — говорит Юрий Набатов. — Что и побуждает перевозчиков предлагать им все новые и новые варианты отдыха на воде». В свою очередь глава АВПС Владимир Родионов считает, что «на смену зачастую спонтанным решениям теперь пришло желание полноценно отдыхать на реках и каналах». «Люди хотят разнообразия, поскольку многие из них уже бывали на тех или иных классических водных маршрутах, — поясняет он. — Наша задача — предоставить им максимум возможностей».

А еще одна примета времени — продолжающийся рост путешествий, которые гости бронируют онлайн: если перевозчик не готов работать с пассажирами таким образом, он изначально ставит себя в проигрышное положение по сравнению с конкурентами. Причем покупать водную экскурсию онлайн не только удобно (можно не спеша выбрать ту, что тебе наиболее интересна и обойтись без стояния в очереди), но и выгодно — нередко в Интернете дают скидку 5 – 7 %.

И если не случится чего‑то экстраординарного, а погода будет по‑прежнему радовать, не исключено, что даже в отсутствие иностранцев отрасли водных прогулок Петербурга нынче удастся вернуться к цифрам 2019 года. Или хотя бы вплотную к ним приблизиться.

#водные прогулки #туризм #навигация #реки и каналы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (7205) от 07.07.2022 под заголовком «Хорошо плывем!».


Комментарии