Из-под земли в Шушары

У одной из самых длинных петербургских улиц скоро появится дублер, только подземный. Под Бухарестской, на всем ее протяжении, пойдут поезда метро. Причем это может произойти уже в декабре 2017-го – на год раньше, чем ожидалось. На «Дунайском проспекте» – одной из трех строящихся станций Фрунзенского радиуса побывали журналисты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Из-под земли в Шушары | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Дунайский проспект» – ключевая станция второй очереди Фрунзенского радиуса. На «Проспекте Славы» – другом строящемся терминале этой линии – уже монтируют эскалаторы. А в Шушарах, где заканчивается фиолетовая ветка и метро выйдет на поверхность, сразу сооружают и депо, и вестибюльный комплекс.

Круглосуточно ведется строительство и на Дунайском: на площадке задействованы двести рабочих – проходчиков, бетонщиков, арматурщиков, изолировщиков.

– Работы еще много, однако главное – сооружение всех монолитных конструкций – планируем завершить в конце этого года или начале будущего, – рассказывает начальник участка ЗАО «СМУ-11 Метрострой» Алексей Смирнов. – Закончим монолит, потом будет проще, займемся отделкой, строительством пешеходных переходов, установкой оборудования: эскалаторов, траволаторов.

«Дунайский проспект» – станция мелкого заложения, рельсовые пути всего лишь в 22 метрах от поверхности. К примеру, подземный вестибюль «Проспекта Славы» расположен на глубине более чем в два раза большей – около 50 метров от уровня земли. А на «Дунайском» длина эскалаторов составит всего-то около 15 метров. Станция будет иметь четыре выхода: на одноименный проспект, на улицу Гашека и два – на Бухарестскую. Кроме эскалаторов пассажиров ждут два траволатора – движущиеся ленты, которые подвезут народ к выходам. Новинка для нашего метростроения – на станции установят два лифта для маломобильных групп населения. С их помощью на коляске из кассового зала можно будет спуститься прямо на платформу к поездам.

До установки лифтов еще далеко, и на все уровни будущей станции мы проходим по узкому строительному трапу. Как не раз замечал, сама стройка часто производит гораздо большее впечатление, чем «готовый продукт» – уже сооруженные здание или вестибюль. Вот и здесь, на строительной площадке, которая вытянулась вдоль Бухарестской улицы на 205 метров, поражает громадье работ и планов.

– Ведем демонтаж тоннельных колец, из 114 разобрали уже почти 80, в ближайшие полтора месяца завершим эту операцию, – поясняет бригадир проходчиков Владимир Токанов. – Это позволит связать арматурой и забетонировать потолок будущей станции на всем ее протяжении. Люди в бригаде опытные, некоторые отработали в «Метрострое» уже десятки лет: мы с Валерием Новиковым по 35, а самый, условно говоря, молодой – Дмитрий Медзатый – около десятка. Большинство тех, кто приходит строить метро, остаются в нашем коллективе навсегда.

Арматурщики и бетонщики идут буквально следом за проходчиками, освобождающими им пространство для сооружения перекрытий. Работы ведутся одновременно на четырех уровнях, а поскольку на стройке применяется метод топ-даун, то есть сверху вниз, то в наибольшей степени готовности сейчас верхние отделения будущей станции. При этом еще продолжается выемка грунта экскаватором, способным с помощью телескопических устройств опустить ковш на 25 метров – до самого дна котлована, зачерпнуть землю, вытащить на поверхность и загрузить в самосвал. Грунт, кстати, строителей здесь радует, в основном это глина, нет ни воды, ни валунов.

– Это не кембрийский слой? – решил поинтересоваться у начальника участка.

– Нет, кембрийские глины залегают глубже, они более яркого, голубого цвета, до них мы здесь не доберемся, – пояснил Алексей Смирнов.

С обеих сторон будущей станции видны тоннели, один уходит в сторону Шушар, другой – к проспекту Славы. От тела станции они отделены плотными экранами, иначе тоннель превратится в воздушную трубу с хорошей тягой, что может привести к весьма неприятным последствиям для проходчиков. На всех этапах возведения бетонных сооружений станции и тоннелей особое внимание уделяется нанесению изоляционных материалов.

– Бетон сразу же необходимо защитить от воздействия грунтовых вод, чтобы он не разрушался, поэтому работаем здесь с первых дней строительства вестибюля. Наносится современный гидроизоляционный материал дорфлекс. За качеством покрытия следят технадзор и представители заказчика, нареканий на работу нет, – говорит бригадир изолировщиков Владимир Пантелеев.

Три станции второй очереди Фрунзенского радиуса – «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Южная», что в Шушарах, – завершат прокладку фиолетовой линии метро на юг города, за Кольцевую автодорогу. Там же строится депо, которое уже в высокой степени готовности.

Сооружение этой ветки ведется наперегонки с продолжением Невско-Василеостровской – зеленой линии метро, станции которой, «Беговая» и «Новокрестовская», являются объектами программы по подготовке города к чемпионату мира по футболу 2018 года. Кстати, пробивка тоннеля там в последние недели вышла на необходимую скорость проходки – 7 – 10 колец в сутки. Участок с особо плохими грунтами – с валунами и размывом – метростроевцы прошли.

Сдать в эксплуатацию объекты ЧМ-2018, что на зеленой ветке, кровь из носу необходимо не позже весны 2018-го. Поэтому основные силы метростроевцев брошены именно на их сооружение, а запуск трех станций Фрунзенской линии отнесли к концу 2018-го. Однако последний участок фиолетовой ветки уже находится в высокой степени готовности, как и сооружение депо «Южное». При нынешних темпах вполне реально завершить строительство станций этой линии на год раньше. Разумеется, при необходимом уровне финансирования работ. И тогда ближайшим открытием новых станций в Петербурге станут именно вестибюли в Купчине и Шушарах. Надо отметить, что купчинцы их уже заждались.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (5766) от 30.06.2016.


Комментарии