Горожане озадачены переменами в оплате обслуживания газового оборудования в квартире
Что же происходит? На этот вопрос лучше всего ответят они сами. Вот лишь две истории.
ФОТО Pixabay
Пишет Инна С.: «Я получила ноябрьскую квитанцию об оплате газа и увидела в ней дополнительную сумму 5 рублей в качестве оферты (предложения заключить договор. — Прим. ред.) на внутриквартирное обслуживание газового оборудования. Сотрудники газовой службы по телефону 458-83-52 сообщили, что годовая плата за это обслуживание в моей квартире с газовой колонкой и четырехконфорочной плитой составит приблизительно 900 рублей. Там же сказали, что данная сумма не будет включена в ежемесячные платежи, а должна быть единовременно выплачена сотруднику «ПетербургГаза», который в плановом порядке будет осуществлять ежегодный осмотр оборудования».
Рассказывает Елена Л.: «В ноябре в моем личном кабинете на сайте газовой компании, где я оплачиваю газ, появилось требование: внести 5 рублей за содержание газового оборудования. Без объяснений. Что это? Зачем это?.. Хотелось бы понять, прежде чем платить. Однако на сайте я могу перечислить лишь всю сумму из счета, вместе с непонятными пятью рублями».
Стандартные ситуации, стандартные вопросы…
Чтобы уяснить ситуацию, следует знать несколько вещей.
Первая: за поставку газа и за обслуживание газовых труб отвечают разные организации. Газ поставляет и взимает за него плату ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург». Трубы и вообще все оборудование обслуживает ГРО (газораспределительная организация) «ПетербургГаз». Никакой общей «газовой компании» не существует.
Вторая: до 2023 года все газовые работы в доме производились за счет ежемесячных жилищных платежей. Хотя, если честно, появление газовика в квартире ради профилактического осмотра плиты было настолько редким, что многие принимали визитеров за мошенников или грабителей. «ПетербургГаз» даже вынужден был подробно описывать форму своих сотрудников и внешний вид их бейджей. Правда, при аварийных ситуациях («У нас газом пахнет») они приезжали моментально.
В течение нескольких десятилетий граждане, как говорится, отбились от рук. Сами (или с помощью каких‑то левых специалистов) устанавливали новые плиты, присоединяя их к трубам с помощью непрофильных шлангов. Сотрудники «ПетербургГаза» рассказывали, что видели даже резиновую трубку от стиральной машины, прикрученную к газовой трубе куском проволоки. Во многих квартирах плиту произвольно переставляют, замуровывают или заклеивают «лишние» вентиляционные отверстия, меняют старые двери на кухне, не учитывая, что между самим дверным полотном и косяком непременно должна быть щель. Таковы основные нарушения правил пользования газом… И появление специалиста в такой вот переделанной кухне было бы небесполезным. Хотя бы для того, чтобы объяснить «передельщику» его ошибки.
Многочисленные взрывы газового оборудования в жилище заставили федеральное правительство задуматься об ужесточении системы профилактики. При этом было решено снять с жилищников ответственность за состояние плит и водогреев. Мол, если что‑то в квартире окажется неисправным или аварийно опасным, то виноваты в этом будут сами господа проживающие. Признаться, в этой позиции есть своя логика. Но, чтобы закрепить ответственность гражданина, необходим документ. В данном случае — договор.
Попытки убедить граждан заключать такие договоры предпринимались и ранее: три-четыре-пять лет назад. Причем собственникам разрешалось выбрать любую обслуживающую компанию, имеющую соответствующую лицензию. Однако мало кто заключал договоры на обслуживание плит в квартире: граждане не понимали, зачем.
С 2023 года единственной допущенной к обслуживанию газового оборудования компанией стала газораспределительная организация «ПетербургГаз». А сам процесс с минувшего сентября разделился на обслуживание ВДГО и ВКГО (внутридомового и внутриквартирного газового оборудования). Собственник платит и за то, и за другое. Но платеж за первое скрыт в общей сумме за содержание общего имущества по квитанции управляющей компании, а за второе… сам-сам по отдельным платежным документам.
И тогда была придумана схема, которая ныне вызывает у горожан вопросы. Так как они по‑прежнему не стремятся заключать договоры, газовики, как говорится, вынуждены идти ва-банк: не мытьем, так катаньем добиться договорных отношений с физическими лицами.
На самом деле все просто. Пять рублей одноразово по ноябрьской квитанции — это не оплата какой‑либо услуги или самого газа, а сигнал: заплатил — стало быть, согласен с договорными отношениями с «ПетербургГазом». Сам типовой текст договора, признаться, мало информативен. Совсем простыми словами его исполнение будет выглядеть следующим образом. Один раз в год (по согласованию с собственником жилья) газовики должны будут пройти по всем газифицированным квартирам и частным домам. Такой профилактический осмотр будет платным. Его стоимость зависит от оборудования.
Осмотр двухгорелочной плиты или варочной панели — 280 рублей;
трехгорелочной плиты — 310 рублей;
четырехгорелочной — 320 рублей;
духового шкафа — 170 рублей;
осмотр проточного водонагревателя (газовой колонки) — 585 рублей;
котла, как с бойлером, так и без такового — 1630 рублей.
Обслуживание сигнализатора загазованности — 450 рублей.
Настройка блока управления котлами (бывает такое в частных домах) — 1650 рублей.
Такой вот ценник. Подписан гендиректором «ПетербургГаза» К. В. Лобко в 2023 году.
Оплата — по факту сразу после профилактического осмотра. Для этого каждый сотрудник компании будет вооружен терминалом для платежа «по карте». Наличка тоже приемлема — по квитанции.
Удастся ли внедрить новую систему? Будет зависеть от сил «ПетербургГаза». Потянет ли компания такой колоссальный объем работы? Правда, в договоре прописана возможность найма сторонней организации в качестве субподрядчика. Так что в квартиру может пожаловать сотрудник не «ПетербургГаза», а от «ПетербургГаза».
Со своей стороны новую систему поддержал и город. Комитет по тарифам изменил плату за содержание ВДГО. До сего момента в строке «Содержание общего имущества» газовый платеж составляет 1,12 рубля с квадратного метра в месяц (0,27 рубля с квадратного метра в месяц за работу «аварийки» плюс 0,85 рубля за техническое обслуживание). Эта сумма с 1 января 2024 года уменьшена до 0,85 рубля с квадратного метра. Является ли совпадением сокращение именно на сумму «аварийки»? Можно ведь подумать, что за нее нужно будет платить отдельно…
Однако всем известный номер 04 (104 — с мобильного и 112 — во всех случаях) продолжает работать: специалисты приезжают быстро. И бесплатно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (7572) от 24.12.2023 под заголовком «А у вас в квартире газ?».
Комментарии