Где туристу хорошо
Основной тенденцией 2016 года в сфере туризма стал заметный рост интереса россиян к отдыху внутри страны: внутренний поток путешественников вырос на 18%, в то время как отправившихся за кордон стало еще на 20% меньше. А Петербург особо привлекателен не только для наших сограждан, но и для иностранцев.
ФОТО Михаила ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС
Цифры подтверждают: наш город в сфере туризма бьет прежние рекорды. В 2016-м, к примеру, система офисов Городского туристско-информационного бюро - впервые в истории - обслужила свыше 200 тыс. туристов, из которых 45% были гостями из-за рубежа. Рост по сравнению с предыдущим годом - около 17%. Нет сомнений и в том, что общий поток гостей в Петербург в минувшем году вплотную приблизился к показателю 7 млн человек - такого еще не было. И уверенность в том, что популярность поездок в северную столицу будет расти, сохраняется.
Вместе с тем руководитель Всемирной туристской организации (UNWTO) Талеб Рифаи считает, что «низкая стоимость поездки - вовсе не то, что поможет привлечь еще больше туристов». «Сделайте так, чтобы приехать к вам в гости было просто, - посоветовал он. - Пусть туристы пробуют вашу кухню, слушают ваши песни и знакомятся с людьми, которые здесь живут». Он уверен: вместо 7 млн туристов в год Петербург может принимать в разы больше. И рекомендовал решить визовую и транспортную проблемы.
Над этим в городе работают. Как недавно сообщил председатель комитета по развитию туризма Петербурга Андрей Мушкарев, наиболее оптимальным решением визового вопроса для иностранцев может стать введение института электронных виз. Но северная столица не оставляет надежд «пробить» и распространение 72-часового безвизового режима на все виды транспорта. «Речь идет о том, чтобы Петербург стал «пилотным» городом, в котором льготный режим для пассажиров, прибывающих всеми видами транспорта, был бы введен для всех иностранцев», - заявил глава комитета по туризму.
Что касается самих петербуржцев, то если раньше они предпочитали путешествовать по России самостоятельно, теперь все чаще (особенно если речь идет о «пляжно-курортном» отдыхе) готовы покупать путевку. Генеральный директор «Магазина горящих путевок» Сергей Агафонов уверен: импортозамещение в туризме сработало, поскольку за последние два года доля продаж «пакетных» туров по России увеличилась в шесть раз и сейчас составляет около 30% общего объема.
Подтверждает это и генеральный директор туроператора «НТК Интурист» Виктор Тополкараев. «Турист рублем проголосовал за цивилизованный туристический рынок, на котором качество играет ведущую роль, - говорит он. - Но задача сбалансировать соотношение цена-качество так, чтобы он мог получить такой же уровень услуг, что и на зарубежных направлениях, но за меньшие деньги, остается актуальной». По словам директора курорта «Дом у моря» Галины Студеникиной, «сейчас даже для гостей из Финляндии и стран Балтии российские курорты по соотношению цена-качество выглядят привлекательнее, чем свои». Но главный вопрос при этом - денежный.
«Ситуация такова, что в Турции путевка на будущее лето по системе «все включено» будет стоить $30 - 40 в день на человека в отеле 5 звезд, тогда как в Сочи за эти деньги можно купить лишь хорошую «трешку» с завтраками, - отмечает Тополкараев. - Если сейчас не задуматься, каким образом наши курорты смогут конкурировать по ценам и качеству с зарубежными, тех показателей, что были летом минувшего года, можно не увидеть».
По данным сервиса Level.Travel, в 2016-м российским курортам отдали предпочтение 29% туристов. А в первую пятерку стран по количеству побывавших там «наших», кроме РФ, вошли Таиланд (13%), Греция (9%), Кипр (8%) и Турция (7%). Если учесть, что в 2015-м Египет занимал 27% «отпускных» предпочтений россиян, Турция - 26%, а Россия - 20%, действительно стоит задуматься о том, как будут развиваться события после возвращения конкурентов.
В рублях картина выглядит так. Средний чек купленных в 2016 году туров составил 56 тыс. рублей (в цену входят перелет, трансфер, проживание и питание), однако в России этот показатель составляет всего 27 тыс. Для сравнения: «средний» Таиланд для петербуржцев тянет на 85 тыс. рублей, Греция - на 58 тыс., Кипр - на 74 тыс., а Турция - на 59 тыс. рублей.
Что касается «забугорного» туризма, то здесь главный вопрос, появится ли в 2017-м Египет. Дмитрий Мазаников, руководитель представительства «РоссТур» на Северо-Западе России, замечает, что «Петербургу очень не хватает Египта: дальнемагистральные направления для большинства жителей города слишком дороги». Поддерживает его и Улугбек Рашидов, директор питерского представительства Travel Business Service. «Хорошо, конечно, что под занавес сезона 2016 года «открыли» Турцию, - говорит он. - Однако появление на рынке Египта предоставило бы петербуржцам возможность отдохнуть на море зимой за приемлемые для них деньги».
Стоит ли на это рассчитывать? Ведь уже больше года «пакетный» Египет россиянам недоступен, а слухи о том, что его вот-вот откроют, ходят не один месяц. Однако многие эксперты уверены: это вот-вот произойдет. Дмитрий Горин, генеральный директор холдинга «Випсервис», полагает, что открытия Страны пирамид с большой вероятностью стоит ожидать в первом квартале 2017-го. Его мнение подтверждают и высказывания министра транспорта РФ Максима Соколова: как только египетская сторона завершит установку в аэропортах биометрической системы доступа персонала, направление может быть поэтапно (сначала регулярные, затем - чартерные рейсы) открыто для россиян. «Возможно, это будет в первом квартале», - говорит и Соколов.
Что касается популярности среди туристов Петербурга и ближайших районов Ленобласти, то здесь картина очевидна: на период новогодних каникул как городские отели, так и почти все загородные объекты были забиты под завязку. Причем повышенным спросом пользуются уже не старые санатории, а современные объекты, способные предложить и сервис уровня 4 - 5 звезд, и программу активного отдыха. По словам Галины Студеникиной, турист готов к любому виду активности и очень важно сформировать внятное предложение. «Это может быть сочетание спортивного досуга и экотуризма, а также предложения по занятиям экстремальными видами спорта. Главное - не заблуждаться на тот счет, что клиент сам сможет себя развлечь», - считает она.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5865) от 11.01.2017.
Комментарии