Форт цесаревича
В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась выставка «Форт «Красная горка». Сто лет в строю», посвященная этому памятнику фортификации на южном берегу Финского залива. Век назад были введены в строй его основные оборонительные сооружения. Официально форт назывался Алексеевским – по имени цесаревича Алексея, сына Николая II.
«Красная горка» была одним из двух самых современных и мощных фортов Кронштадтской крепости. Она строилась по последнему слову науки и техники. Орудийные позиции соединялись друг с другом подземными ходами и окружены подземными сооружениями, с тыла форт защищали мощные полевые и долговременные укрепления, проволочные заграждения и ров. Фотоснимки, впервые представленные на выставке для широкой публики, запечатлели, как весной 1914 года госкомиссия принимала в казну одну из батарей форта. На каждой – любопытные подробности, которые так и притягивают взгляд.
– Самая любопытная фотография – та, где можно увидеть процесс бетонирования покрытия каземата, – отмечает организатор выставки научный сотрудник Музея артиллерии Василий Бочаров. – На заднем плане – рабочие, в руках у которых пневмоинструменты для утрамбовки. Яркий пример того, что в строительных технологиях наша страна шла в ногу со всем миром! Все, что было за рубежом, было и у нас...
Все фотографии – из альбома «Форт «Алексеевский». 1914», он хранится в библиотеке Музея артиллерии. По словам Бочарова, автор снимков неизвестен, однако на карточках есть указание на генерал-майора Данилова – владельца этой коллекции. Кто он такой, не выяснено, как и то, как эти фотографии попали в музей.
Есть на выставке и артефакты с «Красной горки». Снарядная тележка от 10-дюймового орудия – такую же можно увидеть на одной из фотографий. Металлические колья для заграждений из колючей проволоки, которые тоже запечатлены на фотографиях...
В Первую мировую форт не пригодился, а свое боевое крещение принял во время Гражданской войны. Принимал участие в «зимней» войне, а во время Великой Отечественной стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. После войны фортовое хозяйство восстановили, но в начале 1960-х годов после расформирования Кронштадской крепости начали демонтаж артиллерии. С уходом артиллеристов форт, а точнее, его батареи превратились в хранилища боезапаса Ижорского арсенала...
Ныне военные покинули большую часть форта – за ними осталась только небольшая часть территории, которая до сих пор является запретной зоной. Все бетонные сооружения, построенные век назад, остаются на своих местах. Орудий, конечно, уже давно нет. Сохранились только несколько железнодорожных артиллерийских транспортеров, действовавших во время Великой Отечественной войны.
Местные власти давно вынашивают идею отдать территорию, покинутую военными, под индивидуальное жилищное строительство. Ведь по бумагам никаких казематов как будто бы не существует: когда военные уходили, они все «списали».
На защиту старого форта встали неравнодушные местные жители и петербургские ревнители фортификации. Житель поселка Лебяжье Александр Сенотрусов основал военно-историческое общество «Форт «Красная горка», зарегистрированное Минюстом в 2007 году. В одном из казематов, который более-менее удалось привести в порядок, любители истории создали импровизированное музейное пространство.
– В идеале здесь может быть уникальный музей истории фортификации под открытым небом, – считает Василий Бочаров. – Хотя установить артиллерийские орудия, которые были тут сто лет назад, весьма проблематично: откуда их взять? Только если муляжи. Тем не менее с точки зрения военно-исторического, событийного туризма у этого места, несомненно, огромные перспективы. Форт – всего в 25 км от Кольцевой автодороги.
В 2013 году территория форта как объект культурного наследия регионального значения получила четкие границы охраны. А благодаря тому что с мая того же года был упрощен пограничный режим на въезде в Лебяжье (фактически доступ теперь туда свободный – достаточно лишь предъявить паспорт), на форт потянулся поток желающих приложить собственные силы для его спасения. Друзьями «Красной горки» стали Клуб истории и фортификации, реконструкторы из Политехнического института, офицеры-подводники из Соснового Бора, автомобилисты из клубов «УАЗ-Патриот 4х4» и «Рено-Дастер».
– В прошлом году мы выиграли конкурс грантов для НКО правительства Ленинградской области, – рассказал Александр Сенотрусов. – Деньги пошли на создание на территории форта памятника в честь солдат и офицеров его гарнизона – участников Первой мировой. Он уже возведен, но открытие отложили до начала мая.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (5413) от 10.03.2015.
Комментарии