Четыре памятника этой осенью лишились своего статуса

Два из них находятся в историческом центре Петербурга, а еще два — в Кронштадте.

Четыре памятника этой осенью лишились своего статуса | «Заслуги» дома на улице Тюшина оценивали два эксперта. Их выводы оказались противоположными./ФОТО автора

«Заслуги» дома на улице Тюшина оценивали два эксперта. Их выводы оказались противоположными./ФОТО автора

Дом Кожевникова на улице Тюши­на, 9/7 (на углу с Воронежской улицей), был построен в 1864 году по проекту архитектора Людвига Бульери. В советское время в нем располагался клуб завода «Большевичка», впоследствии здание опустело. В 2013 году стало известно, что оно передается музею-­памятнику «Исаакиевский собор» — взамен Смольного собора, возвращаемого церкви. Директор учреждения Николай Буров тогда полагал, что на улице Тюшина заработает «районообразующий культурный центр». Но спустя три года музей отказался от объекта, поскольку его ремонт «требует значительных временных и финансовых затрат, которые представляются музею нецелесообразными».

В прошлом году объект ушел с торгов. Наблюдатели полагали, что, прежде чем начать ремонт или реконструкцию, новый владелец попытается снять «охранный» статус, но события разворачивались иначе. Первая экспертиза, проведенная по его заказу Иваном Дубининым, рекомендовала включить дом Кожевникова в список памятников регионального значения. Однако рабочей группе при Совете по сохранению культурного наследия сделанные выводы не понравились, и тот же собственник заказал повторную экспертизу.

Ее автор Алексей Хорликов уже не нашел в здании ничего ценного, отметив, в частности, что «надстройка дома, выполненная в 1930‑х годах и связанная с изменением функции здания с жилой на общественную, значительно исказила первоначальный облик дома, главным образом повлияв на его объемно-пространственное решение», и рекомендовал снять статус памятника. В конце сентября вывод Хорликова был утвержден распоряжением КГИОП.

Любопытная история приключилась с домом Мышкина на набережной реки Фонтанки, 128. Он был построен в 1858 году по проекту Александра Кулакова и внешне выглядел как рядовой элемент исторической застройки Петербурга. Однако в 2019‑м дом включили в список выявленных памятников под скучным названием «Здание (многоквартирный дом)», хотя эксперты никак не понимали, чем дом Мышкина заслужил такой статус. Спустя год по заказу дирекции КГИОП была проведена историко-культурная экспертиза, и выполнявший ее Ян Губин пришел к следующему выводу: «Здание не обладает значимой градостроительной ценностью, участвуя лишь в формировании застройки набережной реки Фонтанки. Здание не является градостроительным акцентом, не выделяется мастерством исполнения общей композиции и оформления фасадов. Невысокая архитектурная ценность здания в приемах эклектики снижена фактом неполной реализации проекта в части оформления лицевого фасада». Губин рекомендовал снять дом Мышкина с охраны, что и было сделано нынешней осенью.

Трехэтажный дом Синебрюхова на улице Гусева, 1, в Кронштадте был построен в 1835 году по проекту неустановленного архитектора. В 2016‑м историко-культурная экспертиза рекомендовала включить здание в список памятников регионального значения. Однако этот вывод комитет отклонил, в 2019 году состоялась новая экспертиза, где был сделан уже диаметрально противоположный вывод — о необходимости лишить дом Синебрюхова статуса. В октябре соответствующее распоряжение было утверждено.

Та же судьба постигла другой кронштадтский объект — жилой дом на улице Сургина, 11. Он был построен во второй половине XIX века. По сведениям Музея истории Кронштадта, одно время здесь жил ученый, первый директор Компасной обсерватории в Кронштадте Иван Белавенец. В ходе экспертизы, проведенной Евгением Загоскиным по заказу дирекции КГИОП, ему не удалось найти фактически никаких сведений о здании.

Визуально специалист обнаружил, что «полностью утрачены первоначальные лестничные марши, балконы, карнизы, столярные заполнения окон и дверей здания» (скорее всего, это произошло в ходе капремонта 1965 года). Учитывая изменение объемно-пространственной композиции и планировочных решений, а также отсутствие «оснований для включения в реестр», Загоскин рекомендовал снять жилой дом с охраны.

Таким образом, по данным на октябрь, в 2023 году число памятников пополнилось всего тремя объектами, а сократилось на 15.

Между тем 

В октябре было принято важное судебное решение. Арбитраж обязал КГИОП лишить статуса выявленного памятника один из крупнейших образцов ленинградского конструктивизма — комплекс Мясокомбината имени Кирова на Московском шоссе, 13. Такой вывод был сделан на основании экспертизы, которую провела фирма из Выборга. Решение пока не вступило в силу: возможно, его обжалуют. Если же оно останется в силе, то заброшенные здания мясокомбината, скорее всего, снесут для расширения строящегося там «человейника».


#дома #наследие #экспертиза

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7534) от 31.10.2023 под заголовком ««Памятные» экспертизы».


Комментарии