Невыгодно всем. Нужно ли маркировать готовую молочную продукцию?

Молочники с облегчением выдохнули: введение обязательной маркировки готовой продукции откладывается. Пока ситуация с коронавирусом мешает закончить начатое... Впрочем, большинству активных игроков молочного рынка такая отсрочка только на руку. Появился временной люфт, чтобы еще раз попытаться отстоять свою позицию: обязательная маркировка невыгодна ни потребителю, ни отрасли, ни государству.

Невыгодно всем. Нужно ли маркировать готовую молочную продукцию? | Фото: Pixabay / Pezibear

Фото: Pixabay / Pezibear

За «Меркурием» вдогонку

Зачем придумали маркировку молочной продукции, понять нетрудно - для борьбы с потоком нелегальной, контрафактной и фальсифицированной продукцией. Каковой, по оценкам экспертов, на прилавках магазинов от 10 до 20%. Результат? Угроза здоровью граждан, «страдания» бизнеса, недобор налогов и сборов, которые предполагает получить государство.

Российское правительство своим постановлением от 29 июня прошлого, 2019-го, года утвердило проведение эксперимента по маркировке «отдельных видов молочной продукции средствами идентификации». Весной нынешнего года эксперимент должен был завершиться. И с прошлого понедельника, с 1 июня, маркировка должна была стать уже обязательной для всех предприятий молочной промышленности.

Но накануне названной даты вышло особое распоряжение главы правительства Михаила Мишустина, объявившего о переносе этого действа на следующий год. А именно: с конца января 2021-го маркироваться будет продукция с длительными сроками хранения, всей остальной это коснется не позднее октября 2021 года.

Тот, кто профессиональным молочником не является, но за происходящим в отрасли следит, непременно задастся вопросом: «Вроде бы совсем недавно внедряли у нас контролирующую систему «Меркурий». А теперь еще и маркировка... Это какой-то дубль? Или одно и то же?..».

Будем расставлять точки над i

«Меркурий» - система обязательной электронной ветеринарной сертификации. В аббревиатуре - ЭВС. Ее разработка была закончена четыре года назад, оператор системы - Россельхознадзор, срок введения в действие - 1 января 2018 года.

Тут надо сказать, что под зоркое око «Меркурия» попадали не только молочники, но еще и мясная промышленность, а также рыбоперерабатывающая. Как раз двое последних к назначенному сроку отрапортовали о максимальной готовности работать по новой системе. А вот молочникам похвастать было нечем.

Молочники - это, скажем так, два клана. Один - производители сырого молока (те, кто «при коровах»), второй - его переработчики (создатели той продукции, которая поступает на прилавки магазинов).

Безболезненно в систему «Меркурий» вошли сырьевые предприятия с уже имеющимся высоким уровнем информационных систем. Тяжелее в нее входили средние и малые хозяйства. Но со временем и они сделали это. Что же касается переработчиков, то тут, наоборот, проблемы начали возникать у крупных предприятий.

Вот пример. Закупает некий молокоперерабатывающий завод большую партию сырого молока. Как правило, не у одного сельхозпредприятия, поставщиков может быть десяток и больше. Согласно ЭВС, в документе, сопровождающем готовую продукцию, должны быть отображены все производители сырья. То есть к одной банке сметаны или пакету кефира придется прикрепить еще и длиннющий список...

Переработчики взбунтовались (об их претензиях к нововведению «СПб ведомости» рассказывали не раз). Тогда для выпущенной ими молочной продукции и была придумана маркировка.

Обязательно или добровольно?

Здесь придется вспомнить миллиардера Алишера Усманова и госкорпорацию «Ростех», на паях родивших ЦРПТ - Центр развития перспективных технологий. Это частно-государственное «дитя» стало оператором системы маркировки товаров в России.

У системы появилось еще и имя собственное - «Честный знак». По этой системе уже маркируются табак, обувь, лекарства. Маркировка молочной продукции на отдельно взятых предприятиях все минувшие месяцы шла только как эксперимент.

Сегодня практически на каждом из них пришли к выводу: маркировка в системе «Честный знак» - мероприятие чрезвычайно затратное и нет смысла делать ее обязательной. Ведь и система «Меркурий», оказывается, была не так уж и плоха для предприятий, имеющих свою сырьевую базу - собственное молочное стадо.

Ведущий российский интернет-портал молочной промышленности DairyNews провел опрос переработчиков, поучаствовавших «в пилоте». Вот какие слова  прозвучали.

Президент группы компаний «Кабош» (Псковская область) Дмитрий Матвеев: «Я всегда выступал за идею прослеживаемости молочной продукции от коровы до полки супермаркета. Именно поэтому мы одними из первых начали работать с «Меркурием». На мой взгляд, он вполне успешно решил эту задачу. Маркировка же повлечет за собой необходимость дополнительных затрат, а значит, и последующее удорожание продукции».

По словам Шамиля Гусейнова, гендиректора молочного завода «Гиагинский» (Республика Адыгея, производитель сыров), «маркировка должна быть добровольной». «Есть категории товаров, которые мы хотим защитить, и планировали это сделать в рамках пилотного проекта, но маркировать абсолютно всю продукцию смысла не видим, - подчеркнул он. - Внедрение обязательной маркировки не принесет ожидаемого эффекта в том числе и потому, что не все потребители старшего поколения смогут стать участниками цифровой платформы».

Небольшое пояснение о «цифровой платформе». По задумке, штрихкод, нанесенный на каждую упаковку, даст возможность покупателю самостоятельно проверять в магазине срок годности товара, его легальность, получить другую полезную информацию. Для этого надо всего лишь установить на мобильный телефон приложение «Честный знак», пройти регистрацию в личном кабинете, и можно сканировать штрихкод. Но для многих ли наших пенсионеров - зачастую самых активных потребителей «молочки» - доступно это «всего лишь»?.. Вопрос риторический.

Свое мнение о маркировке высказал и заместитель гендиректора нашего завода «Пискаревский» Георгий Житмарев: «То, что раньше в отрасли не было маркировки, - миф. У нас есть закон о маркировке, который полностью выполняется молочными предприятиями. На упаковке каждой продукции представлена вся необходимая информация. «Честный знак» добавляет только криптокод, который говорит, что данная банка сметаны с этого завода поехала в этот магазин». Таким методом, по убеждению эксперта, с фальсификатом не борются.

Но более всего Георгия Владимировича беспокоят затраты, которые понесут молокоперерабатывающие предприятия из-за внедрения системы. Стоимость только софта и принтера, который будет наносить маркировку, обойдется в 50 миллионов рублей. Но этого оборудования будет недостаточно. «Надо думать чуть ли не о строительстве новых производственных мощностей, - прогнозирует эксперт. - Потери после внедрения системы могут быть космическими».

Кошелек с обременением

Конкретные суммы прогнозируемых потерь сами молочники пока не объявляют. Зато в Национальном союзе производителей молока («Союзмолоко») подсчитали: за внедрение системы «Честный знак» отрасль должна будет платить Центру развития перспективных технологий суммарно около 20 миллиардов рублей в год. Это гораздо больше, чем вся государственная поддержка, предоставляемая молочникам.

Понятны предостережения экспертов: все затраты будут заложены в стоимость продукции и повиснут на кошельках потребителей. Малые молочные предприятия вряд ли справятся с этой операцией - внедрением - обязательной, подчеркнем еще раз! - маркировки, и перспективы их деятельности весьма туманны.

...Вспомним: стартовым днем для ее введения было назначено 1 июня. Возможно, неспроста подгадали к этой дате - 1 июня отмечается не только День защиты детей, но и Всемирный день молока.

Придумали сей праздник в ООН без малого двадцать лет назад и теперь отмечают в пятидесяти странах мира. В нынешнем году пандемия и карантины отменили торжества. Хотя в нашей стране было с чем поздравить молочников. Как заявили в «Союзмолоке», производство всех ключевых видов молочной продукции в первом квартале нынешнего года показало рекордный рост.

Причина тому - увеличение сырьевой базы. Попросту говоря, российские буренки стали давать больше молока. Благодаря этому увеличиваются запасы продукции, которые не дадут расти ценам как в сегменте готовой «молочки», так и в сегменте сырья.

Впрочем, обязаловка по внедрению маркировки может перекроить все ценовые прогнозы.

#продукты #молоко #товары #торговля

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6695) от 08.06.2020 под заголовком «Маркированное молоко».


Комментарии