Сколько стоит лекарство для всех
Как, опираясь на страховые принципы, дать равный доступ к медикаментам всем пациентам страны и в какую сумму такая программа обойдется государству? Эту тему обсуждали участники первого конгресса «Право на лекарство», который был организован общественной организацией «Лига защитников пациентов».
ФОТО stable/shutterstock.com
Любой европеец, приходя в аптеку с рецептом, знает: ему придется оплатить лишь незначительную часть стоимости нужного лекарства. Остальное берет на себя система лекарственного возмещения. Механизмы такого возмещения в разных странах различны (где-то это госбюджет, где-то средства регионов, где-то используются страховые фонды), но смысл одинаков: государство заинтересовано в том, чтобы современные фармакологические препараты, в том числе инновационные и дорогостоящие, были доступны всем гражданам. И государство готово за это платить: здоровые люди приносят экономике больше пользы, чем больные.
У нас пока все не так. Программы бесплатного лекарственного обеспечения есть лишь для части населения – инвалидов, беременных женщин, детей до трех лет. При этом, по данным социологов, до 60% наших граждан вынуждены отказываться от покупки нужных препаратов из-за нехватки средств. Эту ситуацию, убеждены эксперты, необходимо менять.
Открывая конгресс, президент лиги Александр Саверский отметил, что если законами гарантируется оказание бесплатной медицинской помощи, то лекарства, как неотъемлемая ее часть, должны также предоставляться бесплатно.
Директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина эту идею в целом поддержала, но напомнила, что финансировать «бесплатность» должно будет государство. В Минздраве же пока нет оценки стоимости такой программы.
«Безусловно, у всех у нас есть право на лекарства. И проблемы будут оставаться, пока мы не перейдем на систему лекарственного страхования. Мы пытаемся говорить о разных моделях, но они должны быть просчитаны. Я вас призываю: подсчитайте, покажите, какими они должны быть», – обратилась Елена Максимкина к профильному сообществу.
Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев в свою очередь пояснил, что такая модель уже разработана его ведомством.
«Наша позиция такова: единственная возможность обеспечить доступность лекарственных препаратов по цене и ассортименту – это переход к лекарственному возмещению», – подчеркнул Нижегородцев, но при этом отметил, что без создания нормальной системы взаимозаменяемости препаратов ни одна модель не будет жизнеспособна.
Директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов назвал и предварительную стоимость обеспечения всех пациентов бесплатными лекарствами. Отталкиваясь от общего объема фармрынка – 800 миллиардов рублей (данные 2014 года) и вычитая из этой суммы объемы безрецептурного, госпитального и других сегментов, эксперт пришел к выводу, что для запуска модели лекарственного возмещения необходимо порядка 156 миллиардов.
Однако окончательные экономические расчеты должны быть сделаны и обсуждены на следующем II всероссийском конгрессе «Право на лекарство», который состоится в ноябре.
Между тем, как говорят эксперты, чтобы такая система обеспечения начала работать, должна быть развита отечественная фармпромышленность, выпускающая высококачественные препараты, которые будут дешевле иностранных аналогов. Сейчас на ее развитие направляются большие средства, но ожидать, что отечественные лекарства в скором времени появятся на рынке и в достаточном количестве, пока не приходится.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (05469) от 01.06.2015.
Комментарии