Переплата это не аванс

С введением новой системы оплаты электроэнергии «Петроэлектросбыт» всех запутал и запутался сам. И, как правило, путается он почему-то исключительно в свою пользу. Я издавна оплачиваю, как говорится, вперед, авансом, отталкиваясь от моего усредненного ежемесячного расхода – примерно 60 кВт-ч в месяц. И все было хорошо и понятно, пока «Петроэлектросбыт» не принялся рассылать свои квитанции с расчетами по фактическому расходу электроэнергии. И для тех, кто привык платить вперед, настали плохие времена. То и дело откуда-то «вылезают» долги, которых явно быть не должно. Я уже оплатил вперед аж до октября, а мне в квитанции «рисуют» долг 201 рубль 40 копеек за апрель. Чтобы разобраться в сложных ситуациях, нужно дозвониться по единственному телефону на пресловутую улицу Михайлова. Это чрезвычайно трудно, но я набрался терпения и все-таки дозвонился. Но так и не разобрался. Мне кажется, что барышня на том конце телефонного провода даже не поняла, о чем это я говорю. А говорю я о том, что показания счетчиков – от... и до... – непременно должны быть в ежемесячных счетах, которые получают потребители, авансом оплатившие электричество. Эти показания должны увеличиваться на указанный нами среднемесячный расход. Пока идет период предоплаты, сами счета, естественно, будут нулевыми. Но это не означает, что там вообще не должно быть никакой информации. Нам необходимо знать и видеть, что «Петроэлектросбыт» считает наши кВт-ч так же, как и мы. Если уж компания охотно принимает наши авансовые платежи, она должна побеспокоиться о разработке системы или программного обеспечения для своих компьютеров, которые позволили бы предоставлять такую информацию и делать эти платежи прозрачными. Валерий ЛОГГЕР Московский пр., д. 220

Переплата это не аванс | ФОТО bablo101/shutterstock.com

ФОТО bablo101/shutterstock.com

Руководство «Петроэлектросбыта» сочло необходимым достаточно подробно прокомментировать историю и предложение Валерия Георгиевича. Очевидно, что этот комментарий будет интересен для всех, кто платит за свет вперед. Очень уж много в нем откровений.

«Петроэлектросбыт», оказывается, различает предоплату и переплату, по-разному учитывая и рассчитывая платежи.

«Некоторые потребители, – говорится в комментарии, – «закидывают» лишнюю сумму на счет, не оформляя предоплату. То есть совершают переплату. Это допустимо, и все излишние средства будут, разумеется, учтены. Но есть серьезное отличие от правильного оформления авансового платежа. При переплате нам неизвестно, за какой срок потребитель планирует израсходовать энергию, оплаченную вперед. А если он еще и не сообщает нам ежемесячно показания счетчика (например, уехал на все лето на дачу), то мы вынуждены выставлять счета по-среднему или по нормативу, даже если электроэнергия вовсе не расходуется. Потребитель ведь не дал нам никакой информации. По возвращении с дачи или из отпуска его, возможно, будет ждать неприятный сюрприз в виде неоплаченных счетов, а, возможно, и повестка в суд».

Так что «Петроэлектросбыт» призывает не совершать переплату, а оформлять предоплату. То есть авансовый платеж. Это можно сделать в любом центре приема платежей, написав соответствующее заявление. В таком заявлении указываются показания счетчика на начало периода авансирования, срок предоплаты и планируемый (примерный) ежемесячный расход. По этим параметрам заявителю и рассчитают сумму платежа. В течение всего срока действия предоплаты в квитанциях будет значиться: «сумма к оплате 0 рублей».

До этого места все вроде бы ясно-понятно. А дальше – различные условия, тонкости и... путаница.

Если в течение заявленного срока предоплаты потребитель забудется и передаст в «Петроэлектросбыт» показания счетчика, то предоплата аннулируется. Как только заявленный расход будет превышен, даже если указанный в заявлении срок не истек, предоплата аннулируется.

Чтобы избежать этих неприятных, треплющих нервы тонкостей, абоненту придется... потрепать нервы сотруднице в окошке в пункте «Петроэлектросбыта». Сегодня при оформлении предоплаты работницам центров приема платежей нужно прежде всего назвать общую сумму, которую должен выложить гражданин. Считается проще простого: умножаем количество кВт-ч, которое абонент планирует нажечь за месяц, на количество месяцев и на тариф. Готово. Вторым действием сотрудница должна занести в компьютер показания счетчика, какими они должны быть по истечении всего периода предоплаты. Тоже несложно: общий предполагаемый расход приплюсовать к показаниям счетчика, которые в своем заявлении указал потребитель.

И вот здесь-то потребителю понадобится глаз да глаз. А еще – максимальное количество въедливости и настырности. Сотрудница должна занести предполагаемые показания счетчика именно на последний месяц авансового периода. Зачастую для скорости и простоты эта цифирь вся оптом зачисляется куда-то не туда. Скажем, аванс оформляется в мае до октября, и все оплачиваемые кВт-ч сюда же – на май – и записываются... В итоге компьютер считает, что предоплаченные кВт-ч уже через месяц иссякли, а стало быть, авансовый период завершен. И на следующий месяц бездушная железяка вместо нулевого счета «рисует» клиенту долг, рассчитанный по-среднему.

В определении окончательной цены это обстоятельство роли не играет. Все равно потом все сверят, исправят, перераспределят и пересчитают. Но потребитель переживет не слишком приятные дни. Чтобы этого не произошло, либо ему придется проявлять строгость к работницам центров платежей, либо «Петроэлектросбыту» – инструктировать их более тщательно. А еще лучше – при оформлении аванса вести учет вероятного расхода энергии не в целом за весь период предоплаты, а помесячно. И действительно, как предлагает читатель, отражать это в счетах.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (05469) от 01.06.2015.


Комментарии