Обман с добавкой от «семьи»

Наш газета неоднократно рассказывала о ситуации вокруг краха сети кооперативов «Семейный капитал», состоящих из ряда юрлиц. Напомним, что они привлекали средства граждан под обещание заметно больших, чем по банковским вкладам, процентов. Людям объясняли, что их сбережения работают на фермах, на молочном производстве, служат для создания сети магазинов под «народной» маркой. Несколько лет договоры исполнялись, затем наступил крах вначале фактический, затем и юридическая процедура банкротства.

 Обман с добавкой от «семьи» | РИСУНОК Игоря КИЙКО

РИСУНОК Игоря КИЙКО

Дважды обобранная

Но этот печальный сюжет имеет и ответвления. Большинство пострадавших - пенсионеры, не очень хорошо ориентирующиеся в реалиях рыночной экономики. А значит, идеальные жертвы для мошенников.

Вера Федоровна (имя-отчество изменены по ее просьбе) - одна из пайщиц кооператива «Некоммерческое потребительское общество «Семейный капитал». Пенсионерка вложила в это НПО 517 тысяч рублей. Часть из них накопилась в виде процентов по прежним договорам, но в основном это кровные сбережения.

Когда кооператив перестал платить, дама заволновалась. И решила судиться с обидчиками. Нашла юридическую фирму, которая взялась помочь. Точнее, это были сразу две конторы, возможно, связанные между собой. Во всяком случае о такой связи говорят адрес, то, как клиентов перекидывают друг от друга, даже единый дизайн визиток. Кстати, персонал организаций весьма мобилен - на визитках название фирмы, адрес-телефон и клеточки, куда сотрудник от руки вписывает имя-отчество.

Вышла на таких помощников Вера Федоровна через знающих знакомых. Те вроде где-то в Интернете видели рекламу, вот и посоветовали. 27 октября 2017 года был подписан договор-поручение на оказание юридической помощи. Фирма, которая в тексте именуется солидно «Поверенный», обязалась (внимание!): ознакомиться с документами и информацией, касающейся предмета договора; провести дополнительное изучение (в случае необходимости) сложившейся судебной и иной правовой практики по данному виду споров.

Также юристы обещали провести текущее правовое консультирование клиента в рамках предмета договора (по необходимости). Они же брались составить досудебную претензию к НПО «Семейный капитал», а также исковое заявление о расторжении договоров с ним и взыскании средств с кооператива, подготовить заявления в арбитражный суд о включении в реестр кредиторов в рамках дела о банкротстве.

Этапы высокой юриспруденции

Перевожу с канцелярского языка на человеческий. Специалисты юрфирмы должны прочесть договор между НПО и Верой Федоровной, дальше в шаблон заявления вписать ее данные, рассчитать на калькуляторе требуемые суммы с процентами. Изучать судебную практику и законы - это профессиональные обязанности любого уважающего себя юриста и не по необходимости, а по жизни.

Юридическое же консультирование - понятие растяжимое. Тем более что его ведь фирма не обязана проводить, а обещала делать это только в случае «необходимости», а не было ее - вот и не проводили консультации. Оценку ситуации на предмет «надо - не надо» выполняет сама фирма.

За этот титанический труд юрфирма запросила 45 тысяч рублей. Работы были разбиты на четыре стадии, каждая - по 25% от цены договора. Женщина договор подписала, платила по частям. Всего она внесла 25 тысяч рублей (сразу всю сумму заплатить было сложно).

Несомненно, в организации работают настоящие профессионалы: по договору, все права у них, не придраться. По словам Веры Федоровны, юристы обещали отнести заявление от ее имени в суд. Но подтвердить реальность данного обещания женщина не может. Во всяком случае в договоре нет ни слова о судебном представительстве клиента. Впрочем, даже если бы контора захотела защитить интересы женщины в суде, это бы не получилось: необходимая для этого доверенность не оформлялась. Так как ничего для клиентки не было сделано, она чувствует себя обманутой и хочет расторгнуть договор. Но не выходит: похоже, горе-юристы исчезли...

Ни листов, ни купюр

Кстати, на наш взгляд, даже если бы все судебные решения в пользу пайщицы были бы получены, это вряд ли что-то изменило в судьбе женщины. Ей нужны деньги, а не исполнительные листы. А вынуть из обанкротившегося кооператива взносы никто не обещал даже на словах, скорее всего, это вообще невозможно. Хотя кое-кто продолжает верить в чудо.

В инициативной группе пострадавших от «Семейного капитала» подтвердили, что подобные истории не редкость. Хотя такой статистики никто не ведет.

«Юридические конторы запрашивают от 7 до 50 тысяч за якобы помощь. Предела их жадности нет, один раз позвонил мужчина, рассказал, что отдал за подобные услуги 180 тысяч рублей. Хотя образцы заявлений в суд мы предоставляем бесплатно, просим только самим оплатить их копирование, но это стоит же не тысячи», - сообщили газете в группе.

Помимо стандартного заявления, а также документов, подтверждающих внесение денег в кооператив, по большому счету ничего и не требовалось. Это было раньше, пока кооператив просто не платил, но формально еще работал. А сейчас действовать надо в рамках дела о банкротстве.

Диплом для «обещалкиных»

Президент международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Игорь Кучеренко признает, что в конкретном случае Веры Федоровны все непросто. Она добровольно подписала явно не выгодный для себя договор. Даже если фирму «обещалкиных» удастся найти, то не факт, что ее можно привлечь к ответу.

Чтобы подобных историй было меньше, Кучеренко надеется на принятие закона о юридической помощи. Сейчас столкнулись две концепции законопроекта: одна разрешает оказывать юруслуги всем, другая, ее поддерживает Минфин, вводит адвокатскую монополию. Это значит, что услуги в данной сфере сторонним людям за деньги разрешат оказывать только адвокатам. То есть не просто людям с дипломами, а имеющим такой статус. Чтобы его получить, нужно еще дополнительно подтвердить квалификацию. Понятно, что коллегия адвокатов за проект Минфина.

«Дело не в том, что мы мечтаем ограничить конкуренцию. Мы контролируем качество работы своих членов. В случае самостоятельного обнаружения недостатков, обоснованных жалоб коллегия может принять меры - вплоть до исключения из своих рядов. Поймите, мы боремся не просто за честное имя, репутация для нас - это деньги», - сказал Игорь Кучеренко.

По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2017 г. по делу № А56-49252/2017 в отношении кооператива «НПО «Семейный капитал» введена процедура наблюдения (это первая фаза банкротства).

Временным управляющим утвержден член ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Эгида» Борис Шаповаленко. По состоянию на 2.02.2018 г., управляющим были сделаны следующие выводы: признаки преднамеренного банкротства отсутствуют; недостаточно документов для выявления признаков фиктивного банкротства.

Что касается другой организации с похожим названием и родом деятельности, то Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2016 по делу

№ А56-35184/2016 кредитный потребительский кооператив «Семейный капитал» признан банкротом, открыто конкурсное производство (это уже следующая стадия процесса).

Конкурсным управляющим утвержден член некоммерческого партнерства СОПАУ «Альянс управляющих» Даниил Федичев. В рамках процесса требования к кооперативу предъявили кредиторы, общий долг перед которыми на 22 сентября 2017 года составил 340,12 млн руб. Два последних собрания кредиторов в июне и сентябре 2017 года не состоялись - не было кворума.

#«Семейный капитал» #банкротство #обман

Комментарии