«Квадраты» ширпотреба
Обеспеченность хорошими торговыми площадями в Петербурге к концу 2015 года составила около 745 кв. м на тысячу жителей. Это рекорд среди городов-миллионников России и без пяти минут победа над западноевропейскими мегаполисами с их 600 – 1000 «квадратов» на тысячу жителей.
Но если во времена стабильности этот фактор являлся естественным показателем комфортной инфраструктуры, то в нынешних экономических условиях перенасыщение города магазинами становится невыгодной обузой для их владельцев. Чего только они ни придумывают, чтобы залатать образовавшиеся в торговом пространстве дыры.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ Zorabs/shutterstock.com
Перепроизводство торговых площадей в Петербурге не стоит рассматривать как ошибку девелоперов. Какого-либо государственного распределения торговых зон не существует – их формирует рынок. Прежде чем вкладывать средства в строительство того или иного торгового центра, инвесторы исследуют район, его конкурентную среду и потребительскую аудиторию. Основная причина того, что торговые объекты теряют своих арендаторов, – снижение покупательского спроса. У людей кончились «лишние» деньги, и они перестали гулять по магазинам.
Главный удар пришелся по торговым объектам, специализирующимся на одежном сегменте. Он традиционно прописывался в модных торговых центрах и стрит-галереях. Большинство иностранных арендаторов данного направления ушли с российского рынка. А отечественные, не выдержав экономической нагрузки, разорились или взяли тайм-аут.
В результате в прошлом году в Петербурге не было традиционного всплеска появления новых торговых центров. По данным компании GVA Sawyer, за этот период в городе ввели всего 53,1 тыс. кв. м торговых площадей в ТРК, что является наименьшим показателем с 2008 года. Падение объема ввода по сравнению с 2014-м составило 60%. Всего были открыты три торговых комплекса разных форматов: ТРК «Питер Радуга» (2-я очередь), Outlet Village Pulkovo (1-я очередь) и «Парнас».
В этом году в северной столице планируется открыть всего два торговых комплекса: «Охта Молл» на 78 тыс. кв. м и вторую очередь ТЦ «Порт Находка» – 10,9 тыс. кв. м. Также ожидается переделка ТРК «Капитолий» в дисконт-центр площадью 21,9 тыс. торговых «квадратов».
Основной объект прошлого года – Outlet Village Pulkovo – сделал ставку на торговлю с дисконтом. Но даже это не помогло привлечь арендаторов на площадь 15 тыс. кв. м. Несмотря на анонсированную 80-процентную законтрактованность комплекса, к моменту открытия аутлета в нем реально работали только 20% арендаторов. Всего к началу года уровень вакантных площадей в торговых центрах Петербурга составил около 8,5%, а на основных торговых улицах – 6,7%. Общий уровень вакантных площадей остается высоким по сей день.
Чтобы спасти ситуацию, некоторые девелоперы переформатируют уже существующие ТЦ. Исходя из того что сегодня основной мотив для похода в торговый центр не покупки, а развлечения, встреча с друзьями и проведение досуга, вакантные торговые места стали занимать развлекательные форматы для разной аудитории: парки активного отдыха типа батутных аттракционов, интеллектуальные пространства в виде музеев, детские интерактивные игровые площадки.
В одном из торговых комплексов появилось фэшн-культурное пространство нового типа, где бутики соседствуют с клубными проектами, ориентированными на состоятельную аудиторию. Для покупателей, предпочитающих эконом-сегмент, некоторые магазины были переделаны в дисконт-центры. По данным аналитиков, такие сейчас показывают самый высокий уровень посещаемости и 100% заполняемости арендаторами.
Еще одна интересная тенденция – формирование лофт-ретейла как своеобразного торгово-творческого кластера. Первооткрывателями этого формата стали магазинчики дизайнерских товаров, мастерские hand-made, а также популярные сегодня творческие студии и художественные мастерские. Они первые увидели коммерческие перспективы бывших промышленных зон, которые, как правило, имеют удобное расположение рядом со станциями метро. Пространство таких магазинов можно трансформировать из торгового зала в площадку для проведения мероприятий и мастер-классов. Большие окна, как дополнительный источник света, экономят электроэнергию. Да и аренда в лофтах ниже, чем в традиционных торговых пространствах.
Что же касается освободившихся элитных торговых пространств в центре города, то их места занимают банки, предприятия сферы услуг и общепита. Несмотря на экономические сложности, комфортно чувствуют себя продуктовые сети и магазины шаговой доступности. Сегодня наиболее востребованы торговые помещения площадью от 50 до 500 кв. м. В центре города эти помещения занимают демократичные предприятия общественного питания и магазины сувениров, а в «спальных» районах – пекарни, цветочные и алкогольные магазинчики, а также фермерские «бутики».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5671) от 30.03.2016.
Комментарии