2Vtzqv4Hz9U

Выставка «Асимметрия» открылась в Петербурге

В Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ — XXI веков открылась выставка «Асимметрия». На ней представлены произведения московских художников Ольги Булгаковой и Александра Ситникова, которые созданы в последние два десятилетия.

Выставка «Асимметрия» открылась в Петербурге | Александр Ситников. «Художник»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Александр Ситников. «Художник»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Оба мастера получили академическое образование в Суриковском институте в начале 1970‑х годов и стали лидерами поколения художников-«семидесятников». Они были далеки как от социалистического реализма, так и от неофициального искусства своего времени. Наследуя всем достижениям мировой культуры — от классической живописи до авангарда, Булгакова и Ситников говорили со зрителем на языке метафор и иносказаний. Многие должны помнить булгаковские портреты Николая Гоголя и красных быков Ситникова.

Наступил ХХI век. Творчество Булгаковой радикально изменилось. Она стала работать крупными сериями, создавая мощные полотна большого формата. Картины ­построены на экспрессивных цветовых контрастах и скульптурно вылеплены с помощью мастихина. На выставке представлены работы из серий «Имена», «Матриархат» и «Библейские эскизы».

В серии «Имена» только мужчины. Но, по словам художницы, это не изображения конкретных людей, а «портреты имен». «Иоанн» выполнен в синих тонах, «Петр» — в красных, «Макар» — в темных, почти черных… Многие имена отсылают к библейским персонажам, и это повод для зрителя вспомнить о вечных вопросах бытия. Серия «Матриархат», понятно, посвящена женщине. Преобладают внушительные фигуры, отсылающие к архаичным культурам.

«Библейские эскизы», на мой взгляд, самая удачная из трех серий художницы. Яркие одежды персонажей в «Возвращении блудного сына», динамичное объятие старого отца и сына, почти ребенка, напоминают о вечном вопросе, столетиями волнующем художников. Правильно ли поступил отец, прощая беспутного отпрыска? Искренним ли стало раскаяние юноши? В «Битве Иакова с Ангелом» Булгакова изображает Иакова несмышленым юнцом, вступившим в схватку с самим Богом.

В работах Ситникова тоже многое изменилось. Бык из красного превратился в черного. Ему не до похищения богинь. На картине «Бремя» он сам стал тяжелой ношей на плечах субтильной женщины. Картины «Семья» и «Мастерская художника» отсылают к искусству Древнего Египта с его профильными изображениями цариц и фараонов. Ситников расцвечивает плоскую картинку и пятнами красного, синего, желтого — фирменным знаком художников-модернистов первой половины ХХ века.

Появление ассамбляжей в своем творчестве художник объяснил так: «Главное — тема произведения, а материал и техника приходят во время работы. Иногда цвета не хватает, и тогда его поддерживает рельеф». Таков «Художник», где ­изображение персонажа с молотком и зубилом дополнено конструкцией из крашеного дерева.

Затем в творчестве художника наступил период чистого ­ассамбляжа, который представлен серией «Родная речь». С помощью серпа, топора, двуручных пил, круглых дисков от электропилы, куска пенопласта, имитирующего корку хлеба, граммофонных пластинок и других предметов Ситников создает ­рельефы на темы отечественной истории ХХ века. Зрителю решать, чего в ней было больше — трагического или героического.

Выставка работает по 7 августа.


#выставка #музей #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (7219) от 27.07.2022 под заголовком «Пенопласт как корка хлеба».


Комментарии