Вот такие пироги!
Фестиваль, как уже знают читатели, предлагает театральные эксперименты в нетеатральных пространствах - на улицах, вокзалах, в необычных зданиях и частных квартирах.
Сидя за столом в обычной квартире, зрители выполняли задание вместе или поодиночке. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля
«Иммерсивный спектакль-квест» «В гостях. Европа» (так значится в программке, «иммерсивный» от английского to immerse - «погружать») - создание театральной группы из Германии Rimini protokoll, уже знакомой петербуржцам. Три года назад БДТ включил в свой репертуар игровую прогулку по городу «Remote Петербург», презентовавшуюся как спектакль. Публика тогда проходила маршрут от кладбища лавры до крыши БДТ.
В новом проекте ходить не нужно, все двухчасовое действо происходит за столом обычной квартиры, предоставленной на один раз кем-то из горожан. Во время этой «гастроли» состоялось несколько «представлений», и, по условиям игры, каждый раз должно было быть новое жилище.
В моем случае точкой стала старая профессорская, судя по интерьеру и роскошной библиотеке, квартира на Васильевском. Пока мы дожидались, чтобы собрались все 15 приглашенных, нужно было поставить на карте России - Европы, разложенной на длинном столе, три отметки: где ты родился, где познакомились твои бабушка с дедушкой и с каким местом у тебя связаны особые воспоминания.
Когда все, включая хозяйку квартиры очаровательную девушку Софью, собрались, начался «спектакль». Ведущая объяснила, что он состоит из нескольких уровней и будет проходить при помощи небольшой машинки, своего рода кассового аппарата, выдающего чеки при нажатии на кнопку. Каждый из участников нажимает, получает задание и выполняет его (или выполняют все, зависит от задания) и передает следующему.
Так, все мы ответили, случалась ли с нами большая удача, есть ли в нашем прошлом участие в демонстрациях, а также в конфликте с применением физической силы. Все мы выполнили задание молчать, пока не надоест. Предлагалось оценить свою толерантность по пятибалльной шкале. Хозяйке выпало идти на кухню и ставить в духовку пирог, который - таково правило игры - испечется к финалу. А мне выпало залезть под стол и сидеть там до специального сигнала, при этом обратив внимание на ножки заседающих, чтобы выбрать, кому я хотел бы задать вопрос про самое длинное пешее путешествие в жизни... Говорю именно «ножки», поскольку - ура - я на том «спектакле» был единственным мужчиной в женском цветнике. Мне почему-то захотелось задать вопрос обладательнице прелестных розовых носочков; я вылез из-под стола, озвучил вопрос, и она рассказала, как во время отдыха во Франции они с мужем (ну вот...) случайно пришли из одного города в другой.
Не думайте, что все было совсем простодушно. Действие «прошито» информацией о том, как в течение европейской истории менялась такая форма политики, как стол переговоров (соедините, мол, с нашим застольем). Машинка предложила путем голосования выбрать, что мы все прослушаем: миф о Европе или речь Черчилля. К моей досаде, большинство захотели речь, но, как я узнал от участников других представлений, в противном случае мы услышали бы не что-то остроумное о нынешних европейских стереотипах, а рассказ о той Европе, которую похитил Зевс-бык.
В принципе можно расписать по минутам, что происходило в гостях. Постоянно что-то да происходило. Но вот парадокс: после этого действа не осталось ничего в сухом остатке. С одной стороны, все вроде бы было внутренне связано. Скажем, пирог, который поставила в духовку хозяйка, в финале принесли готовый, и какого размера кусок получила каждая команда (на последнем уровне игры мы разбились на команды), зависело от заработанных баллов. А с другой стороны, все внутренние рифмы и переклички в итоге не работали на смысл.
Почему-то многие, рецензирующие / анонсирующие этот проект, полагают, что если ты не воспримешь «В гостях» как театр, его современную модификацию, то ты ретроград. Идите, мол, на этот спектакль, отбросив предрассудки. Вот уж действительно отбросим: никакого отношения к театру (как вид искусства он требует как минимум трех составляющих: актера, роли и зрителя) этот проект не имеет. Если, конечно, не воспринимать фразу из Шекспира «весь мир - театр» буквально. Но так можно сказать, что все есть ритм или все есть любовь: вроде бы и верно, а пользы нет.
Допустим, это не театр. Но проект отсматривают эксперты премии «Золотая маска» на предмет внесения в номинанты. Как настольная-застольная игра происходившее скучно и бессмысленно. Вот если бы нас провоцировали на что-то, убирали почву из-под ног: скажем, вы такие милые и хорошие, а мы так повернем сценарий, что из вас полезет такое - не обрадуетесь. Считаете, мол, себя толерантными европейцами - почувствуйте свое варварство. Но таких попыток авторы проекта не делали.
Моя соседка тетя Люда, работающая «человеком-бутербродом», и в холод и в зной зазывает прохожих в магазин дубленок, и артистизма в ее действе побольше будет. Почему к ней не посылают театральных экспертов и не продают на нее билеты? К слову, билет на проект, как я, аккредитованный критик, узнал у участницы, пришедшей за деньги, стоит 1500 рублей.
Поскольку «иммерсивный театр», в рамки которого создатели проекта ставят свое творение, апеллирует к субъективному восприятию каждого отдельного зрителя, поставлю субъективную точку. У меня ощущение, что я поучаствовал в социальном опросе в формате «чаепитие с разговорами и печенюшками». Вот такие пироги.
Комментарии