Вернисаж: выставки в Петербурге с 17 августа
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Музей истории Петербурга
В Памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда открылась выставка «Укрытый от врага, спасенный Ленинград». К 80‑летию окончания битвы за город (6+).
Выставка посвящена сохранению архитектурного наследия в блокадном Ленинграде и в послевоенное время. В Памятном зале монумента экспонируются инсталляции, картины, рисунки, витрины с визуальными свидетельствами разных этапов борьбы за сохранение городских памятников. Выдающийся своей красотой город в годы военной осады заботливо оберегался воинами-инженерами, архитекторами, специалистами по маскировке, строителями и альпинистами.
На выставке представлены предметы из фондов Музея истории Петербурга: архитектурные детали — скульптуры, маскароны, балясины, печные изразцы; архитектурные и театральные макеты; акварели, литографии, ксилографии, гравюры, плакаты и живописные полотна. Более двадцати работ архитектора Якова Рубанчика из архива КГИОП составили отдельную серию повреждений и разрушений пригородных дворцов на территории освобожденной в 1944 году Ленинградской области.
Российский этнографический музей
23 августа музей откроет выставку «Под родным солнцем: великороссы, малороссы и белорусы юго-запада России в начале XX века» (6+). Выставка, приуроченная к 150‑летию Ивана Спиридоновича Абрамова (1874 – 1960), украинского этнографа и фольклориста, краеведа и собирателя, построена на материалах его коллекций, хранящихся в Российском этнографическом музее.
Абрамова как собирателя в первые два десятилетия XX века интересовали самобытные традиции восточнославянских народов юго-запада страны, проживавших в Черниговской, Курской, Могилевской и Волынской губерниях. Он стремился запечатлеть наиболее яркие черты культуры различных территориальных групп славянского населения. В коллекции вещи, относящиеся к таким темам, как костюм, убранство жилища, религиозные и праздничные атрибуты, некоторые традиционные занятия.
Выставку дополняют сделанные этнографом фотографии и этнографические описания.
Музей-квартира А. А. Блока
Две новые выставки открылись на этой площадке. «Поэзия русского пейзажа» (0+) — выставка известного петербургского художника Петра Гамаюнова. Он знаком петербургской публике по поэтическим пейзажам Карелии, Восточной Сибири, Крыма, Северного Кавказа, Байкала и Прибайкалья. В России и за рубежом состоялось 150 выставок художника, из них 50 персональных.
Картины автора успокаивают и в то же время манят, приглашают зрителя посетить те места, что изображены на полотнах. Художнику удается передать состояние природы, ее настроение. Пейзажи наполнены светом, воздухом и игрой цвета. На выставке представлены пейзажи русской природы, выполненные в технике сухой пастели и масляной живописи.
Выставка Яны Тарасовой названа строчкой из стихотворения Анны Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» (6+), отсылающего к ее знаменитой встрече с Александром Блоком, которая состоялась в декабре 1913 года в доме «у морских ворот Невы» на Офицерской улице, 57. Для художницы эта строчка формирует образ всей Коломны — уникального района в историческом центре Петербурга. Здесь нет суеты, немноголюдно, время течет медленно, как река Пряжка.
Многое связывает автора работ с Коломной. Любимые места художницы: Мариинский театр, Новая Голландия, Адмиралтейские верфи. Яна Тарасова вспоминает, как гуляла по набережной Пряжки с собакой, часто бывала в гостях у друзей на улице Декабристов, посещала мастерскую художника Виктора Шустрова в Рабочем переулке. «Переехав на окраину, в свободное время обязательно приезжаю сюда рисовать».
Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков
Три новые выставки представил музей посетителям.
Ретроспективная выставка «Лирическое рисование Давида Боровского» (6+) посвящена творчеству графика, прежде всего известного как иллюстратор произведений русской классики: И. Тургенева, А. Куприна, И. Гончарова, А. Чехова. Представленные на выставке иллюстрации к этим произведениям сопровождают аудиотексты из тургеневской прозы, что позволяет зрителю глубже прочувствовать выразительность созданных художником образов.
Однако на выставке Боровский раскрывается не только как книжный иллюстратор, но и как станковист, работавший в различных техниках: литографии, хромолитографии, офорте и ксилографии. Значительная часть экспозиции посвящена жанру портрета, который занимает важное место в творчестве мастера. Боровский с равным интересом изображает и великих музыкантов, и заводских рабочих.
Наряду с «отечественной» тематикой представлена серия монотипий Боровского, созданная под впечатлением от путешествий в Британию, Данию и Германию.
Наталия Глебова — известный московский живописец, автор монументальных композиций, действительный член Российской академии художеств. Ее работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Глебова ярко заявила о себе в 1980‑е годы, вместе со своим мужем Иваном Лубенниковым была в числе тех, кто искал новые формы художественного высказывания. Выставка «Жизнь в раю» (6+) представляет произведения 1990 – 2020‑х годов, она включает более 60 живописных полотен.
Выставка «Проникновенная гармония» (6+) посвящена творчеству скульптора Левы Бейбутяна, в чьих произведениях органично звучит дуэт армянского и петербургского искусства, проявляется синтез национальной традиции и классической петербургской культуры. Бейбутян — представитель поколения художников, заявивших о себе в 1980‑е годы. В его творчестве значительное место занимают памятники. Наибольшую известность ему принесла работа над памятниками Константину Циолковскому и армянскому композитору, музыковеду, священнослужителю Согомону Согомоняну (Комитасу). Жителей Выборга радует монументально-декоративная композиция «Мальчик с кошкой», также выполненная в камне. Не менее ярко творчество Бейбутяна представляют и экспонирующиеся на выставке станковые работы, выполненные в камне, шамоте и дереве, в основе которых лежат любовь к Армении и семейные ценности.
Мемориальный музей А. В. Суворова
В собрании музея находится значительное количество именных клинков. Они (как и их владельцы) стали героями новой выставки (6+). На ней представлены почти все виды холодного оружия — строевое, наградное, призовое, подарочное и даже окопное. Все эти предметы кураторы разделили на три группы.
Во-первых, это оружие эпохи Российской империи. Это личное и наградное оружие, принадлежавшее князьям Италийским, графам Рымникским — генералиссимусу А. В. Суворову и его внуку генералу от инфантерии А. А. Суворову; шпага «За храбрость» великого князя Михаила Павловича, четвертого сына императора Павла I.
Во-вторых, это строевое оружие советских офицеров и генералов Великой Отечественной войны и окопное солдатское. Это наградное оружие маршала Советского Союза командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова; шашки, кортики и ножи ряда прославленных генералов Великой Отечественной войны — В. М. Баданова, П. А. Белова, В. З. Романовского, Н. С. Максимова.
И, в‑третьих, это предметы, принадлежавшие противникам Советского Союза во Второй мировой войне, взятые в качестве трофея. Есть среди этих вещей и образцы с особой историей. Так, одним из трофеев Советско-японской войны, попавшим в музей, стала шпага последнего китайского императора Пу И.
Музей-заповедник «Царское Село»
В павильоне «Арсенал» в Александровском парке открылась выставка «Доспехи самозванца» (6+). Это совместный выставочный проект музея-заповедника «Царское Село» и Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
На выставке представлены части доспеха, принадлежавшего Лжедмитрию I, которым он так и не успел воспользоваться. Подобный комплект, предназначавшийся для парадных выходов и церемоний, изготавливался в то время достаточно долго, а правление лжецаря длилось менее года. Этот редчайший предмет начала XVII века хранится в коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Комментарии