Вернисаж: выставки в Петербурге с 16 ноября
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Русский музей
С 14 ноября в зале № 80 Корпуса Бенуа Русского музея открыта выставка «Васильевский остров Алексея Карева. К 145‑летию со дня рождения» (6+). Алексей Еремеевич Карев (1879 – 1942) — живописец и график, один из основоположников ленинградской пейзажной школы. На камерной выставке можно увидеть произведения мастера из собрания Русского музея, запечатлевшие облик Васильевского острова — излюбленного «места вдохновения» Карева в 1920 – 1930‑е годы.
Алексей Карев — представитель плеяды саратовских художников, чье творчество в начале ХХ века оказало значительное влияние на развитие русского искусства. Среди них — Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Александр Матвеев, Петр Уткин, Александр Савинов. Решающее значение для художника, как и для большинства упомянутых мастеров, на первом этапе его творческой биографии имело знакомство с Виктором Борисовым-Мусатовым. В 1903‑м после учебы в Пензенском и Киевском художественных училищах мастер приехал в Петербург, который с этого момента стал его родным домом. Здесь в 1908‑м он впервые участвовал в выставках, продемонстрировав работы, которые свидетельствовали об интересе к модному в ту пору символизму и творческим устремлениям художников «Голубой розы».
В 1910‑е, когда Алексей Карев начал экспонировать свои работы на выставках «Мира искусства» и позднее стал членом этого общества, он обратился к иным принципам в живописи. С середины 1920‑х ведущим жанром в творчестве живописца стал пейзаж, а главной темой — город. Круг избранных Каревым мотивов был невелик. Как правило, он ограничивался улицами, переулками и набережными вокруг Академии художеств, где преподавал с 1922 года.
Художник умер от голода блокадной зимой 1942‑го и был похоронен на острове Декабристов в братской могиле.
Музей С. М. Кирова
С 15 ноября открыта выставка «Человек советский — человек эмоциональный» (6+). Выставка-эксперимент предлагает обратиться к периоду фундаментальных изменений в жизни советского общества, происходившим в 1920 – 1930‑е годы. В основе структуры выставки — семь эмоций: интерес, радость, страх, гнев, горе, стыд, гордость. О каждой из них рассказывается на материалах газетных публикаций, агитационных плакатов, сатирической карикатуры, фотографий, открыток и документов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Подлинные музейные предметы — одежда, игрушки, пластинки, медицинские инструменты и даже настоящее старинное стоматологическое кресло — создают ощущение причастности к той эпохе.
Музей-квартира А. А. Блока
19 ноября открывается выставка «История одной книги. Александр Блок. Театр» (6+), посвященная книге Александра Блока «Театр» с дарственной надписью В. А. Зоргенфрею.
Вильгельм Александрович Зоргенфрей (1882 – 1938) — поэт и переводчик. Личное знакомство Зоргенфрея с Блоком, перешедшее позже в дружбу, состоялось в 1906 году. Александр Александрович посвятил Вильгельму Александровичу стихотворение «Шаги Командора» и назвал его в числе четырех своих «действительных друзей». В 1921 году, после смерти поэта, Зоргенфрей написал два очерка — «Блок» и «Александр Александрович Блок (по памяти за 15 лет, 1906 – 1921 гг.)», которые были опубликованы в журнале «Записки мечтателей».
На выставке будут представлены материалы из собрания Музея истории Санкт-Петербурга: книга «Театр» из библиотеки литературоведа Владимира Орлова с дарственной «Дорогому Вильгельму Александровичу Зоргенфрею — от автора. СПб. Июнь 1916». Посетители Музея-квартиры А. А. Блока смогут прослушать аудиоспектакль «Балаганчик». Выставка продлится до 22 декабря.
Особняк Румянцева
С 21 ноября открыта выставка «Непотопляемый» (12+). На ней будет представлено более 140 экспонатов из собрания Музея истории города, связанных с петербургскими наводнениями разных лет. Особое внимание уделяется наводнениям 1824 и 1924 годов.
Наводнения, случавшиеся на протяжении всей истории существования Петербурга, стали частью петербургского мифа и образа Северной Венеции.
Первое наводнение случилось в Петербурге уже спустя три месяца после начала его строительства — 20 (17) августа 1703 года. Тогда вода поднялась на 211 см.
Петербург пережил более 320 наводнений, три из них были катастрофическими — с подъемом воды более трех метров выше ординара. Они произошли в 1777, 1824 и 1924 годах. Хроника этих наводнений читается в памятных табличках, установленных на домах в центре Петербурга, на которых отмечен уровень подъема воды в разные годы. Несколько воссозданных мемориальных досок находится в арке Невских ворот Петропавловской крепости, где отмечены наводнения 1752, 1777, 1788, 1824, 1924, 1975 годов. Новые мемориальные доски были изготовлены в 1978 – 1979 годах во время реставрационных работ в Петропавловской крепости, проводившихся под руководством архитектора-реставратора Ирины Бенуа. Одна из оригинальных досок, хранящаяся в фондах Музея истории Петербурга, будет представлена на выставке.
В разделе выставки о наводнении 1824 года можно увидеть копию рукописи поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» (оригинал хранится в Пушкинском Доме), написанной по событиям этой катастрофы, а также иллюстрации к поэме — 11 литографий, выполненных художником Александром Бенуа в 1916 году.
Комплекс материалов на выставке рассказывает о наводнении 1924 года. Помимо фотографий о разгуле водной стихии в Ленинграде свидетельствуют серии рисунков Александра Вахрамеева, Александра Ротача, Николая Быльева-Протопопова, Петра Карягина.
На выставке демонстрируются проекты сооружений для защиты Ленинграда от наводнений, выполненные архитекторами Александром Жуком, Владимиром Фрайдгельдом, Владимиром Лемеховым.
KGallery
20 ноября откроется выставка, посвященная творчеству выдающегося художника, теоретика искусства, педагога и писателя Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (16+).
Ученик Валентина Серова, Петров-Водкин не только унаследовал традиции русского и европейского искусства, но и создал свою оригинальную художественно-философскую концепцию, переосмысляя проблемы композиции, перспективы и цвета.
Галерея представит произведения Петрова-Водкина из частных собраний Петербурга и Москвы. Это живопись и графика, а также книги, документы и фарфор. Помимо произведений самого Петрова-Водкина можно будет увидеть работы его учителей — Валентина Серова, Михаила Врубеля. Отдельный раздел посвящен влиянию Петрова-Водкина на художников последующего поколения, таких как Александр Самохвалов, Алексей Пахомов, Леонид Чупятов и другие.
Архитектурная концепция выставки будет реализована совместно с архитектурным бюро АРХАТАКА. Визуальные решения, использованные в экспозиции, в особенности выбор цветов, станут отсылкой к излюбленным цветам художника в натюрмортах — зеленому и розовому. Один из залов включит в себя как ранние работы и портреты самого мастера, так и работы его учителей. Далее следуют пространства, представляющие результаты путешествий художника, — парижские рисунки, произведения, посвященные Средней Азии, композиции, выполненные в период путешествий по Африке. Завершит экспозицию зал, где одним из главных экспонатов станет картина «Изгнание из рая» 1911 года из коллекции семьи Палеевых. Вместе с живописной работой будет представлен и ее акварельный эскиз, а также серия иных работ художника на религиозную тематику.
Театральный музей
21 ноября открывается выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда», подготовленная Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства совместно с Бахрушинским театральным музеем и международным фестивалем искусств «Дягилев. P. S.» к 150‑летию со дня рождения выдающегося театрального режиссера ХХ века В. Э. Мейерхольда (12+).
Выставка собирает три важные для Мейерхольда темы («Влечение к строительству», «Ревизор», «Петербург») в гипотезу-размышление о феномене гоголевского «Ревизора» в творческой и личной судьбе мастера. Перед зрителями возникнет музейный спектакль — плод совместного творчества кураторов и дизайнера Юрия Сучкова.
Художественное решение выставочного пространства как стройплощадки напоминает о несбывшейся мечте Мейерхольда: возведении нового здания ГосТИМа. Оно задумывалось Мейерхольдом как театр будущего, грандиозное сооружение невиданных технических и театральных возможностей. «Творческую башню» своего театра Мейерхольд хотел украсить мозаичными фризами по мотивам «Ревизора». Новаторскому замыслу не суждено было сбыться: театр закрыли, стройку остановили. Шесть мозаик, чудом сохранившихся в Мозаичной мастерской при Российской академии художеств, будут показаны на выставке.
На ней также будут представлены эскизы декораций и костюмов, живопись, фотографии, макеты к спектаклям Мейерхольда из собраний различных музеев Петербурга и Москвы, проекты нового здания Театра имени Мейерхольда из собрания Музея архитектуры им. Щусева, а также специально созданные для выставки арт-объекты.
В рамках выставки запланирована дополнительная программа, в том числе автобусная экскурсия по мейерхольдовским адресам с участием актеров петербургских театров и спектакль «Театра в Театральном музее», посвященный В. Э. Мейерхольду.
Комментарии