в Грецию с карандашом

В Тициановском зале Музея Академии художеств открылась выставка «Вдохновленные Грецией». В условиях скромных бюджетных возможностей сотрудники музея подготовили к показу 70 произведений из фондов, неизвестных широкой публике.

 в Грецию с карандашом | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Эпиграфом к выставке могут послужить слова известного ленинградского художника Евсея Моисеенко, который зрелым мастером в 58 лет в первый раз попал в Грецию: «Великая вещь посмотреть истоки, от фронтона храма до пряжки сандалии, во всем чувствуется культура народа». Эта поездка навсегда запомнилась мастеру, изменила его отношение к изображению женской модели.

Трепетное отношение к античности, породившей европейскую цивилизацию, чувствуется в любом показанном произведении. На больших парадных полотнах на мифологические сюжеты - «Узнанный Ахиллес» Ангелики Кауфман, «Вакх и Ариадна» Доменико Маджотто, «Персей и Андромеда» Антона Менгса, «Торжество Галатеи» Федора Бруни. На скромных рисунках, сделанных на натуре или в греческих музеях, - «Вид Акрополя» и «Ваза» Владимира Щуко. Любопытно сравнить рисунки художников, созданные в разное время в одном месте. Федор Клатес зарисовал храм Геры в Пестуме в 1870 году. Максим Атаянц побывал там через 125 лет. Если старый мастер пытался охватить пространство, показать гармонию архитектуры и природы, то Атаянца, нашего современника, больше интересуют совершенные пропорции и ритмы античных храмов.

Для удобства современных зрителей на некоторых (увы, не всех) этикетках изложено содержание античных сюжетов. В картине Кауфман Одиссей с помощью простого теста узнает среди девушек переодетого Ахиллеса: он внезапно разложил перед ними оружие. Только Ахиллес схватил «приманку». Зато стал героем Троянской войны.

На выставке представлено несколько учебных работ, в частности, «Троянский конь» Георгия Савицкого и «Поход минийцев» Ивана Мясоедова, который знал древнегреческий язык. За свой эскиз он получил первую премию в размере 100 рублей. В начале ХХ века обед в ресторане стоил 2 рубля.

Небольшая команда музейных реставраторов больше всего усилий потратила на три произведения. Кроме названного полотна Маджотто это картина Карла Бирмана «Статуя Зевса Олимпийского» из серии «Семь чудес света» и скульптурный портрет Милона Кротонского, шестикратного олимпийского чемпиона древности. Его изображение создал из бисквита неизвестный мастер, реставраторы удалили с ныне белоснежного Милона несколько слоев краски.

Музейщики мечтают привести в порядок всю серию Бирмана. По замыслу художника, семь картин должны выставляться как круговая панорама, чтобы зритель смог из центра «войти» в любую из них.

Сегодня на выставке состоится лекция Максима Атаянца о роли рисования антиков в подготовке архитекторов. Подробные экскурсии по выставке намечены на 17, 23, 24, 30 ноября, 1, 7, 8 декабря. Вдохновляться Грецией можно по 11 декабря.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (5830) от 15.11.2016.


Комментарии