В ЦВЗ «Манеж» стартовала 2‑я Петербургская ярмарка современного искусства «1703»
В ЦВЗ «Манеж» стартовала 2‑я Петербургская ярмарка современного искусства «1703», приуроченная к Петербургскому международному экономическому форуму. Как всякая ярмарка, тем более — искусства, тем паче — современного, она представляет собой пестрое зрелище. Но стала разнообразнее и оптимистичнее, чем год назад.
ФОТО автора
Расширили свое участие галереи, представляющие фотографию. Галерея «Люмьер» показывает снимки классиков — Бориса Игнатовича, в том числе «Атланты. У входа в Эрмитаж» (1931). Среди снимков Аркадия Шайхета — «Лампочка Ильича. Шатура» (1925). Крупноформатные фотографии современного автора Саши Генциса из серии «Управляемые небеса» можно увидеть на стенде центра визуальной культуры Beton. Снимки были сделаны в кабинах самолетов, которые находятся в Музее ВВС в Монине. При цифровой печати Генцис вмонтировал в окна кабин пейзажи и звездное небо. Самолеты как будто «вспомнили» молодость и снова поднялись в воздух. Анастасия Цнайдер для серии фотографий Arcadia находит места, где трава и деревья противостоят натиску мегаполиса и напоминают о мечте еще древних греков жить в гармонии с природой в той самой стране Аркадии.
Четыре галереи показывают на ярмарке прикладное искусство — изделия из керамики, текстиля, дерева и других материалов. В прошлом году была всего одна. Любопытный знак: исчезает граница между тем, что принято называть современным искусством, и произведениями для украшения интерьера. Хотя керамическим «Кофейным столиком» Екатерины Кочериной, который показывает галерея «Палаты», трудно воспользоваться. Скульптор вылепила объект, напоминающий по форме коралл, в ветвях которого держится единственная чашка для кофе.
Поскольку почти все галереи — участники ярмарки расположены в Москве и Петербурге и показывают художников из этих двух мегаполисов, я решил поискать исключения. Стенд нижегородской галереи Futuro занимают произведения петербургского художника Паши Бумажного, который начинал со стрит-арта. Его характерная работа — диалог намеченных контуром четвероногих: «Ты собака. Нет — ты». Вероятно, ничто человеческое им не чуждо.
В первый день ярмарки интерес посетителей вызвали рисунки вологодского примитивиста Евгения Родионова на стенде Artstory. Художник снабжает свои картинки пояснительным текстом. Например, портрет бабушки с лыжами среди цветущего сада: «Я жду снег»; изображение большого красивого растения: «Бывает и так, что цветочек благородный, но сорняк-сорняк»… Мистические пейзажи Владимира Мигачева из Краснодарского края показывает галерея Art Square. Из регионов, это, наверное, все.
Порадовала Askeri Gallery, показывающая несколько картин петербуржца Алексея Головина. Он создает свои произведения из раскрашенных саморезов, которые вкручивает на разную глубину в древесно-стружечную плиту. Недавно большая выставка Головина состоялась в петербургском музее «Артмуза».
Единственной участницей ярмарки, которая обозначила себя как онлайн-галерея, стала Artzip. Как рассказала ее владелица Ольга Попова, речь не идет о продаже произведений в Сети. Прежде чем сделать покупку, человек обязательно приедет посмотреть картину или скульптуру. Исключения (покупки по изображению на экране компьютера) бывают только для небольших рисунков. Кстати, на стенде этой галереи находится крупноформатный рисунок Андрея Логвина, придумавшего плакат «Жизнь удалась», где буквы выложены крупинками черной икры на плотном фоне из красной. Сейчас художник продолжил проще, краской по белой бумаге, но еще оптимистичнее: «Хотела как лучше, а получилось идеально».
Выставочная программа ярмарки состоит из двух разделов: произведения Ленинградской пейзажной школы из коллекции KGallery и фотографии, сделанные Тимофеем Парщиковым в Магнитогорске, из корпоративного собрания. Пейзажи Николая Лапшина, Александра Ведерникова и других мэтров дополнены работами малоизвестных Бориса Николаева и Владимира Сукова. Оба заслуживают внимания.
Ярмарка работает по 18 июня.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7436) от 15.06.2023 под заголовком «Картина из саморезов».
Комментарии