В пространстве «Севкабель Порт» открылась выставка о кинетическом искусстве в России

В пространстве «Севкабель Порт» открылась выставка «Формы движения», посвященная кинетическому искусству в России. В отличие от проекта, представленного в «Манеже», здесь акцент сделан на молодых художников, которые продолжают дело «кинетиков» 1920-х и 1960-х годов.

В пространстве «Севкабель Порт» открылась выставка о кинетическом искусстве в России | Дмитрий Кузьмичев. «Титаник». ФОТО АВТОРА

Дмитрий Кузьмичев. «Титаник». ФОТО АВТОРА

Исторический раздел невелик, но интересен и важен. Созданы реконструкции объекта «Стоящая волна» Наума Габо, с которого начиналось кинетическое искусство, а также девятиметрового «Махолета «Летатлин» Владимира Татлина. Из частной московской коллекции получена подлинная афиша выставки татлинской модели памятника III Интернационалу (1920).

При поддержке государственного музея авангарда «На Шаболовке» воссоздано оборудование психотехнической лаборатории ВХУТЕИН Николая Ладовского, основателя движения рационалистов в архитектуре. Он придумал лиглазометр, плоглазометр, оглазометр и т. д., на которых проверялись навыки студентов по определению линейных, плоских величин и объемов. Некоторые элементы «системы Ладовского» и сейчас используются в архитектурных вузах.

Проводя короткую экскурсию по выставке для «Санкт-Петербургских ведомостей», Полина Борисова, куратор проекта, обратила внимание на кинетическую скульптуру Бориса Стучебрюкова «Трансформобиль». Она сконструирована из 15 тысяч бритвенных лезвий. Зритель сможет оценить ее красоту и совершенство с помощью видео, на котором автор производит различные манипуляции с «бритвенным» объектом. В Петербурге работы Стучебрюкова предыдущий раз показывались в 2006 году в Эрмитаже на международной выставке кинетического искусства.

Нынешняя выставка организована петербургским Институтом исследования стрит-арта. Поэтому важным для данного проекта являются работы Василия Щетинина, рано ушедшего художника и архитектора, автора идеи творческого поселка в калужской деревне Никола-Ленивец. Развивая идеи махолета, Щетинин создал «Икарушку» и «Бутылки дзен». Они предназначались для общественных пространств. В неожиданном ракурсе предстает известный уличный художник Паша 183. Показаны фото его инсталляций, в частности «Духи леса», когда портреты духов возникали в видеопроекции на клубы дыма.

Более половины из 80 участников проекта - молодые авторы, а также учащиеся детских студий кинетического искусства. На выставке, которая продлится по 5 апреля, подготовлена образовательная программа. Подробности - на сайте пространства «Севкабель Порт».

#Севкабель порт #искусство #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (6635) от 02.03.2020 под заголовком «Дело кинетиков живет и побеждает».


Комментарии