В Петропавловской крепости открылась выставка живописи 1950 — 1980‑х годов

Выставка «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950 — 1980‑х годов из собрания Музея истории Петербурга» открылась в Петропавловской крепости. Это продолжение проекта «Непарадный Ленинград. Живопись и графика 1920 — 1940‑х годов», с успехом показанного весной — летом нынешнего года.

В Петропавловской крепости открылась выставка живописи 1950 — 1980‑х годов | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

На выставку отобрано сто картин из огромного фонда современной живописи и графики Музея истории Петербурга, который пополнялся именно в позднесоветские годы с помощью системы закупок у художников и через творческие организации. Город в то время активно менялся, художники тех лет были уверены, что все это только к лучшему, и соз­давали образы перемен.

Рассматривание городских пейзажей — это всегда путешествие. Анфилада шести залов Инженерного дома позволяет выбирать разные маршруты. Одних больше заинтересуют известные имена. Например, «Тульский переулок» Евсея Моисеенко— своеобразный привет «Непарадному Петербургу»;  «Пора экзаменов» Юрия Непринцева — студентки греются на весеннем солнышке у стен Петропавловской крепости; «Львиный мостик» и «Крюков канал. Утро» Ярослава Крестовского — может быть, лучшее, что создано в ленинградском пейзаже тех лет.

Другим зрителям важно найти на выставке утраченное. Их вниманию предлагается прежде всего картина Арсения Семенова «Ленинград. Собор на Сенной площади». Дата — 1957 год. Спас на Сенной еще на своем месте, хотя и сильно обветшавший. Интересен внешне неприметный небольшой пейзаж Александра Коровякова «Кронверкский пролив» 1960 года с четырехэтажным домом и сараями на Заячьем острове, но за пределами Петропавловской крепости. Вскоре их снесли, но много лет спустя в музей приходили ленинградцы, которые там жили. Художественным памятником можно считать и картину 1954 года Сергея Ласточкина «Невский проспект до реконструкции». Художник знал, что трамвай вот-вот навсегда покинет Невский, и зафиксировал его интенсивное движение по главной городской магистрали.

Кому‑то из посетителей выставки любопытно найти свой дом, квартал, где он живет или трудится. Тогда на помощь может прийти светлый, почти прозрачный пейзаж Гавриила Малыша «Дворцовая площадь», ставший эпиграфом к выставке. Или совсем из других времен «Весна на Муринском ручье» Сергея Репина с первыми новостройками Гражданки, «Дворец спорта «Юбилейный» Ивана Уралова — гимн архитектуре ленинградского модернизма, которая только сейчас в тяжелой борьбе получает достойную оценку. На картине Василия Бунтова «Улица Марата» 1952 года мы нашли здание нашей редакции.

На вернисаже исследователи и собиратели ленинградского искусства предложили музею организовать серию встреч, чтобы поговорить о художниках и их времени. Будем следить за объявлениями, выставка работает до начала лета 2023 года.


#картины #выставка #пейзаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7317) от 13.12.2022 под заголовком «Узнавание знакомого».


Комментарии