В петербургском Доме журналиста начала работу выставка «50 x 70. Армения»

У выставки название нарочито будничное и несколько даже технологичное. И оно еще больше оттеняет общее впечатление от фотокартин — не по‑северному теплых и солнечных, ярких и эмоциональных, мощных и поэтичных, до краев насыщенных настроениями и смыслами этой древней, почти уже незнакомой, но (как оказалось) такой близкой нам по духу страны.

В петербургском Доме журналиста начала работу выставка «50 x 70. Армения» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Полсотни работ двух авторов — зрелого и известного в Петербурге мэтра, главного фотографа-художника Государственного Эрмитажа Юрия Молодковца и молодого — нештатного фотокора «Санкт-Петербургских ведомостей», члена Союза журналистов России и аспирантки СПбГУ Марии Шерих. Осенью этого года они принимали участие в медиа­ассамблее «У подножия Арарата. Партнерство во имя будущего», проходившей в Армении и организованной медиаконгрессом «Содружество журналистов» (при поддержке Фонда президентских грантов и Союза журналистов России).

В Армению с недельным визитом отправились 35 молодых журналистов из российских регионов — Москвы, Петербурга, Краснодара, Калмыкии, Ростова, Крыма, Донецка… Гостей возили по стране, знакомили с людьми разных профессий и представителями творческой интеллигенции, с сокровищами архитектуры, истории и культуры. Россиян повсюду сопровождали их молодые коллеги из Армении — они помогали гостям открывать для себя эту страну.

— Было очень интересно познакомиться с Арменией не как туристу, а иметь возможность пообщаться со многими людьми, — рассказывает Мария Шерих. — Девушки-армянки, которые с нами ездили, очень интересно рассказывали обо всем — о традициях, культуре, истории… Мне хотелось в фотографиях передать жизнь Армении и ее людей, природу и удивительную красоту этого края.

И Марии это удалось. Сюжеты и образы на ее снимках разно­образны. Тут есть жанровые фото — например, из мастерской известного скульптора Богдана Оганисяна, создающего армянские каменные кресты хачкары, из Музея национальных музыкальных инструментов или с рынка, где продают восточные лакомства. Есть завораживающие пейзажи — мятежные воды Севана в ветреный день, умиротворенные предгорья под мягким октябрьским солнцем. Городские зарисовки — осенний курортный Дилижан, темноликие древние христианские храмы, уютно притулившийся к склону жилой дом из розоватого туфа и даже кошка, разнежившаяся на согретых солнцем плитах возле устремленного ввысь современного здания. Но дольше всего хочется разглядывать на снимках Марии лица людей — они неизменно прекрасны и будто подсвечены чем‑то изнутри. Вот музыкант с дудуком в саду под наполовину облетевшим деревом, старик-хитрован, выглядывающий из своей «крепости» — гаража, серьезные девчушки-художницы на пленэре, известный в Армении шеф-повар Юра Саргсян с ослепительной улыбкой и очередным своим аппетитным творением в руках…

На трех десятках фотографий Юрия Молодковца запечатлены исключительно храмы — как древние, так и современные. Здесь можно увидеть соборы, церкви, часовни Еревана, Вагаршапата, ереванскую Голубую мечеть и часовню Святого Архистратига Михаила на «Холме чести»… Все их объединяет одно — игра света, красок и теней в преломлении солнечных лучей, проникающих через узкие стрельчатые окна храмовых сооружений и пронизывающих их внутренние пространства.

Эти работы — часть большого творческого проекта Молодковца «Солнце в храме».

— Я снимаю храмы и в Петербурге, и во всех своих экспедициях и путешествиях, — рассказывает мастер. — Это очень важное пространство, потому что в нем каждый день произносится много важных слов: люди молятся, исповедуются — что‑то более содержательное трудно себе представить… Когда в это пространство проникает солнце, для меня это прямое доказательство существования Бога — нужно лишь поймать эти световые и смысловые эффекты…

Побывавший впервые в Армении фотограф не скрывает своего восхищения:

— Я был поражен и древними церквями VII века, и фантастически красивой новой храмовой архитектурой Армении XX – XXI веков, ее преемственностью древней истории, — признается Юрий Молодковец. — Я был поражен красотой Армении во всех отношениях — прекрасные города, архитектура, природа и, конечно же, люди. За час-два общения с новыми знакомыми мы не только узнавали о них многое, но и по‑настоящему роднились с этими людьми.

Об этом же говорит и секретарь Союза журналистов России Ашот Джазоян:

— Наши коллеги-журналисты пообщались с большим количеством обычных армян, увидели, почувствовали их теплоту и саму эту по‑настоящему добрую, трудолюбивую страну. На этой выставке я увидел их взгляд на Армению — очень искренний, открытый. Эти фотоработы передают всю гамму чувств, которые сегодня так необходимы в отношениях между Россией и Арменией.

По словам Джазояна, похожее впечатление на армянских зрителей произвела и итоговая выставка российских фотографов в Ереване, организованная по итогам поездки.

— А выставка в Петербурге подсказала нам хорошую идею — делать такие же в других регионах, — сообщил Ашот Джазоян. — Планируем открыть такие экспозиции на медиаплощадках в Краснодаре, Ростове-на-Дону, в Крыму и Калуге. Времена нынче непростые. И именно в непростые времена, как мне кажется, диалог важно продолжать. Тем более что Россия и Армения — это такая метафизика, которую ничем не разрушишь…

В экспозицию Дома журналиста вошла только часть кадров, сделанных во время этой поездки, много других работ журналисты представят в мае 2024 года в Эрмитаже (Главном штабе) на XVIII международном медиафоруме «Диалог культур», где будет открыта отдельная страница «У подножия Арарата». Кроме того, сейчас создается совместный российско-армянский документальный фильм, который так и будет называться — «У подножия Арарата».

Выставка в Доме журналиста продлится до 6 января.


#выставка #фотографии #Армения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7564) от 13.12.2023 под заголовком «Армения открылась нам на Невском».


Комментарии