В Петербурге завершился XVII детский конкурс имени Андрея Петрова «Бывает все на свете хорошо»

Об истории, традициях и результатах конкурса рассказывает художественный руководитель Фонда Андрея Петрова композитор Ольга ПЕТРОВА.

В Петербурге завершился XVII детский конкурс имени Андрея Петрова «Бывает все на свете хорошо» | ФОТО Clark Young on Unsplash

ФОТО Clark Young on Unsplash

— Ольга Андреевна, детский конкурс — ровесник взрослого Отк­рытого конкурса композиторов имени Андрея Петрова, который тоже проводит ваш фонд. Это две части единого целого? Или два самостоятельных мероприятия?

Петрова Ольга.jpg

ФОТО Станислава Левшина предоставлено Фондом Андрея Петрова


— В музыкальной школе, сов­местно с которой мы проводим детский конкурс и которая носит имя Андрея Павловича Петрова, работала замечательный педагог по композиции — Ирина Цеслюкевич. Она вела класс юных авторов и придумывала для них тематические и праздничные концерты, другие события. Именно у нее возникла идея организовать детский композиторский конкурс, присоединив его к взрослому. Первоначально он проходил в рамках школы, среди ее учеников, потом мы решили привлечь другие музыкальные школы Петербурга, где есть класс композиции. Еще чуть позже добавили исполнительскую номинацию. И, когда она появилась, конкурс стал самостоятельным, независимым от взрослого.

— В этом году детский конкурс прошел уже в семнадцатый раз. Как он изменился за эти годы?

— Выросло количество исполнительских номинаций. Вначале это были только солисты-инструменталисты, потом появились инструментальные и вокальные ансамбли, хоровые коллективы. Нам стали присылать заявки сперва из Ленинградской области, потом из Пет­розаводска, Москвы, Смоленска, Калуги, Астрахани, Мурманска… Теперь конкурс стал всероссийским.

— Сколько произведений должны представить на суд экспертов исполнители?

— Два. Что‑то из сочинений Анд­рея Петрова и любого другого композитора ХХ – XXI веков. Таким образом, мы стараемся приобщить их к современной музыке.

— На каких инструментах играют участники?

— На самых разных. Среди них есть пианисты, скрипачи, виолончелисты, флейтисты, кларнетисты, ударники, арфисты. Многие играют на домре, некоторые на гитаре, баяне, аккордеоне. Не участвуют у нас электронные инструменты.

— Сколько заявок было прислано в этом году?

— Сто пять, и мы пропустили на очный тур большую их часть — около восьмидесяти. Все участники продемонстрировали примерно один уровень, было много хороших ребят, которых не хотелось снимать с конкурса на первом этапе.

— У конкурса уже сложились традиции?

— Пожалуй, самая главная наша традиция — гала-концерт, в котором лауреаты исполнительских номинаций играют вместе с профессиональным оркестром. Они заранее приходят на базу, где репетирует оркестр. И надо видеть, как у них открываются глаза, колотится сердце, когда они оказываются внутри этого громадного коллектива.

Победители-композиторы за год, который проходит от одного конкурса до другого, вместе с педагогом делают партитуру для большого оркестра. И на следующем гала-концерте ребенок, который написал какую‑нибудь пьесу для рояля, слышит свое сочинение в исполнении оркестра. Такой возможности не предоставляет своим конкурсантам больше никто.

— Самым младшим участникам семь лет. В этом возрасте дети уже сочиняют музыку?

— Конечно. Они сочиняют пьесы, как правило, для того инструмента, на котором учатся играть. Иног­да это бывают ансамбли для двух инструментов. Например, композитор играет на флейте и пишет что‑то для флейты и фортепиано. У детей фантазия работает хорошо, но многое зависит от педагога, от того, чему он научил ребенка. Чем лучше ты владеешь инструментом, тем лучше можешь передать свой творческий замысел.

— Какую музыку чаще выбирают дети для исполнительской номинации?

— Выбирают для них, как правило, педагоги. Дети могут что‑то выбрать сами, но окончательное решение всегда принимает их наставник. Кто‑то делает переложения известных мелодий из фильмов или песен. Кто‑то берет фрагменты из балетов. В этом году на гала-концерте один из победителей играл на домре с оркестром номер Ave Eva из балета Андрея Петрова «Сотворение мира».

Если говорить про композиторов, то характер и тематика их сочинений зависят, конечно, от возраста. В семь-восемь лет ребенку ближе веселые сюжеты, связанные с животными, сказочные истории. В переходном возрасте они могут создавать фантасмагории, трагические или драматические произведения.

— Кто из победителей этого года особенно запомнился вам?

— Замечательный мальчик, который приехал из Смоленской области со своим огромным старым баяном. Ему предлагали более современный, но он побоялся, что не успеет приспособиться к новому инструменту, и привез с собой свой, любимый. Он замечательно сыграл очень неожиданное переложение вальса из фильма «Берегись автомобиля» и занял первое место в средней группе.

— Есть у вас постоянные участники?

— Из года в год в конкурсе принимает участие потрясающий ансамбль ударных инструментов из музыкальной школы на Петроградской стороне. Педагог Анатолий Никифоров ведет их с первого до последнего класса, и у них существует несколько коллективов разного возраста. В этом году заявку подали малыши, которые победили в младшей группе исполнительской номинации. Было неимоверно трогательно смотреть, как они дотягиваются до ксилофонов, виброфонов…

— Известно ли вам, как сложились судьбы победителей прошлых лет?

— Всех отследить невозможно, но о многих мы знаем. Например, в Петрозаводске есть замечательный класс игры на домре. Его ученики уже много лет принимают участие в нашем конкурсе, и некоторые из тех, кто приезжал к нам в прошлые годы, сейчас уже учатся в консерватории. Хотя далеко не все становятся музыкантами. Кто‑то идет продолжать обучение в училище или школу при консерватории, а кто‑то выбирает совершенно другую профессию. Но это и неважно, потому что обучение музыке в любом случае дает им заряд вкуса, развивает их мысль.

— Какова сверхзадача, миссия вашего конкурса?

— Сохранить в детях тот интерес к музыке, который приводит их в музыкальные школы, и совместным творчеством разжечь огонек любви к ней. Мы всячески поддерживаем участников. У нас строгое, но очень доброжелательное жюри, поэтому часто бывает два первых места, два вторых, три третьих… Стараемся как можно больше поощрить ребят, чтобы им хотелось еще и еще заниматься музыкой, слушать и играть ее, участвовать в конкурсах.


#конкурс #дети #руководитель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (7570) от 21.12.2023 под заголовком «Играть и слушать музыку».


Комментарии