2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге открылась выставка известного петербургского фотохудожника Бориса Смелова

В галерее Art of foto открылась выставка (6+) известного петербургского фотохудожника Бориса Смелова (1951 – 1998), представляющая более тридцати его фотографий — автопортретов, созданных начиная с конца 1960‑х годов. Все они находятся в частном собрании Вадима Егорова, некоторые снимки широкая публика увидит впервые.

В Петербурге открылась выставка известного петербургского фотохудожника Бориса Смелова | РЕПРОДУКЦИЯ , ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ , ФОТО АВТОРА

Начинавший в ленинградском художественном андеграунде, сейчас Смелов — признанный классик. Его фотографии — пейзажи Петербурга, в частности, Летнего сада, мостов и набережных, а также натюрморты, отсылающие к живописи старых мастеров, глубоки по смыслу и совершенны по исполнению. Поэтому нынешнему зрителю может показаться, что Смелов любуется собой. Тем более что сохранилось около ста автопортретов, возможно, их было еще больше.

Но хорошо и близко знавшие фотохудожника утверждают, что в нем не было самолюбования ни на йоту. Зарядив новую пленку в камеру, он делал первый кадр с себя, часто используя зеркала. Это был серьезный профессиональный ритуал художника перед началом работы: «что я иду снимать, как и зачем». Чаще всего эти автопортреты и не предназначались для посторонних, только для себя и ближайшего круга друзей и коллег.

Теперь очень интересно рассматривать эти работы. Вот молодой двадцатилетний Пти-Борис, как называли его друзья (был еще Гран-Борис — Борис Кудряков, сейчас гораздо менее известный), внимательно, трепетно, чуть наив­но смотрит в объектив через фирменные смеловские круглые очки. Его взгляд как бы говорит, что мир велик, но я готов его постигать. Позже налет наивности слетает, у зрителя возникает впечатление, что с автопортрета смотрит мас­тер, постигший что‑то важное, знающий тайны своей профессии. Снимки последних лет показывают глубокую внутреннюю драму мас­тера. Бывший полузапрещенным в советское время, в начале 1990‑х Смелов часто числился у критиков по разряду старомодных авторов. Наверное, не случайно для одного из лучших снимков он взял в руки черную кошку — символ несчастья.

Прошло всего несколько лет ­после смерти мастера, и большая ретроспективная выставка Смелова открылась в Эрмитаже. ­Роскошный альбом, изданный к ней, мгновенно стал библиографической редкостью. Потом была еще одна персоналия в Эрмитаже: редкий случай для художника ХХ века. Смелов заслужил право, чтобы его тридцать автопортретов увидела публика. 

Выставка работает по 7 июля.


#выставка #фотохудожник #снимки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7695) от 02.07.2024 под заголовком «Внутренний взгляд».


Комментарии