В Петербурге открылась Третья ярмарка искусства «1703»
В центральном выставочном зале «Манеж» открылась Третья ярмарка искусства «1703» (16+), входящая в культурную программу Петербургского международного экономического форума. В ней принимают участие 41 галерея из обеих российских столиц, Самары, Калуги, Нижнего Новгорода, Дубая и Стамбула. Как ветераны, созданные в начале 1990‑х годов, так и новички. Также представлено несколько частных коллекций.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В первый день работы ярмарки я пообщался с художниками, коллекционерами, просто любопытными зрителями. Все говорили о том, что третья ярмарка лучше предыдущих. По словам одного опытного галериста, это стало возможно благодаря верной политике организаторов. Участие галерей — бесплатное, аренду зала оплачивает спонсор. Но, чтобы попасть в стены «Манежа», надо пройти отбор экспертного совета. Возможно, по этой причине многие работы художники создали специально для первого показа на петербургской ярмарке.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Впрочем, репертуар «1703» разнообразен, начиная с произведений, созданных в начале 1960‑х годов. На одном из стендов я увидел ранние абстрактные рисунки ленинградского художника Евгения Михнова-Войтенко, на другом — скульптуру мастера соц-арта Леонида Сокова «Встреча двух фигур», или «Ленин и Джакометти». Плотный вождь пролетариата рассматривает шагающего субтильного мужчину, это был любимый образ Джакометти. Один зритель, не искушенный в тонкостях модернизма и социалистического реализма, заметил: «Ленин мечтает похудеть». На другом стенде представлена работа дуэта московских концептуалистов Франциско Инфанте — Нонна Горюнова, посвященная супрематическим построениям Малевича. Тот уверенно рисовал фигуры на бумаге, с их помощью он надеялся улучшить мир. В память об этой иллюзии современные художники выложили похожие фигуры на снегу и сфотографировали. Этот хрупкий объект остался только на снимке.
Новые работы «Изгнание из рая» и «Мидас», созданные на классические сюжеты, но с помощью современных технологий, представила арт-группа ГрОМ Ольги Мичи. Об этих художниках наша газета рассказывала, когда проходила их выставка в Русском музее. Екатерину Смирнову привел в восторг «восковой червь», который способен поедать пластик. С помощью искусственного интеллекта художница создала портреты червей, они отличаются от реальности в лучшую строну. По словам автора, это надежда на безопасное избавление от мусора.
Для поклонников ручной работы на ярмарке показаны коллажи из ткани Марии Арендт из серий «Архитектура» и «Ручейники». Ольга Чернышева во время путешествия из Москвы в Петербург на скоростном поезде сделала семь рисунков из окна вагона. По мнению автора, скоростное передвижение не путешествие, а какой‑то другой опыт. С этим трудно спорить.
Конечно, 2024 год не мог обойтись без Пушкина. Художник Аристарх Чернышев создал бегущую строку, на которой можно прочитать «Я помню чудное мгновенье». Но текст быстро исчезает в потоке информационного шума. Дмитрий Марголин во время пандемии работал над росписями храма в Пушкинских Горах. Вдохновившись, создал из керамики инсталляцию «Райский сад». По словам художника, переход от живописи к труднопредсказуемой керамике дался непросто.
На нескольких стендах представлены фотографии. Большой снимок античных руин сделан архитектором Максимом Атаянцем в иорданском поселении Гераса. Специальное пространство отведено Академии художеств. По словам Семена Михайловского, ректора вуза, молодые авторы имеют хорошую школу, у них есть чувство и умение.
Ярмарка открыта по 9 июня и сопровождается ежедневной программой лекций и дискуссий.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7678) от 06.06.2024 под заголовком «Поедающему пластик».
Комментарии