В особняке Румянцева проходит выставка петербургского пейзажиста

Если увидите на улицах человека, стоящего за мольбертом, возможно, это Павел Еськов. В особняке Румянцева работает выставка этого петербургского пейзажиста «На невских берегах». Представлены сто картин, созданных в основном за последние три года.

В особняке Румянцева проходит выставка петербургского пейзажиста | «Весной у Каменного моста» (фрагмент)./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Весной у Каменного моста» (фрагмент)./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

По словам художника, Петербург на его картинах — светлый, родной, это тот город, в котором хочется жить: «Я стараюсь создавать узнаваемые, ясные образы, вызывающие у зрителя эмоциональный отклик, они напоминают о детстве, о пройденных много раз дорогах, о радостных моментах в жизни, которые мы проживаем вместе с любимым городом».

Первые отклики посетителей в книге отзывов говорят о том, что петербургская публика следит за творчеством Еськова, выпускника Академии художеств, который почти двадцать лет служит пейзажной живописи. «Спасибо за нашу малую родину — Конногвардейский бульвар», «Совершила прогулку по городу, восхищаясь его уникальной архитектурой». Жителям невских берегов вторят туристы: «С благодарностью за Ваше вдохновение, приезжайте на этюды в Каменск-­Уральский»…

Секрет успеха полотен Еськова, на мой взгляд, в том, что в его картинах есть любование городом, но без патоки и пафоса. Он точен в передаче пейзажа, причем без излишних деталей. Его палитра сдержанная, но не мрачная, а позитивная. В любой сезон, особенно летом, Еськов ловит ясные дни, когда архитектура играет на солнце, отражаясь в невской воде. Прием для живописи, прямо скажем, не новый, но для Петербурга — важный. Умысел этого города в том числе в этих отражениях и бликах.

Если внимательно рассматривать выставку, то заметно, что Еськов старается избегать совсем уж «открыточных» мест. Те, что у него встречаются, например Дворцовая площадь, Петропавловская крепость или Стрелка Васильевского острова, удаются меньше, чем менее известные точки той же Петроградской стороны. Например, Ординарная улица и Провиантский сквер или совсем не туристические Серпуховская улица и Загородный проспект.

Есть две петербургские местности, которые на картинах Еськова встречаются чаще других. Это Коломна и Автово. Как‑то на одной из своих прежних выставок Еськов рассказывал, что Кировский район — его малая родина. Вероятно, поэтому на нынешней выставке показаны «Кировский городок» на проспекте Стачек, трамвайный виадук в Автове, беседка-ротонда в парке «Екатерингоф». Коломна, по признанию художника, его любимое «рабочее место»: набережные Мойки, Крюкова канала и канала Грибоедова привлекают его особенно летом, когда солнечных дней больше, а ночи — коротки и прозрачны.

Два пейзажа — «Сенная площадь» и «Дворы Капеллы» — созданы около десяти лет назад, сейчас они стали еще и документом эпохи: ларьки с площади убрали, а дворы сохраняют уют и дружелюбность созданного там пешеходного пространства в двух шагах от Невского проспекта.


#пейзаж #художник #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (7483) от 21.08.2023 под заголовком «Ловец ясных дней».


Комментарии